Довольно существенный интерес Европейского союза к Восточной Азии начал проявляться с начала 1990-х годов. Особенно заметно это проявилось после принятия в 1994 году документа «На пути к новой азиатской стратегии». Этот период можно охарактеризовать как «этап развития диалога Европейского союза со странами Восточной Азии» [10, p. 16–17]. «На пути к новой азиатской стратегии» 1994 года явился первым документом, сформулировавшим политику Европейского союза в данном регионе.
Как показывают фактические данные, Япония всегда рассматривалась как один из основных партнеров Европейского союза в Восточноазиатском регионе наряду с Китаем и Республикой Корея (см. подробнее: [1–3; 5–9]).
К моменту подписания «На пути к новой азиатской стратегии» с Японией уже было заключено рамочное соглашение (Гаагская декларация 1991 года), в Токио было открыто представительство Европейского союза, а роль Японии была достаточно высоко оценена и признана [10, p. 16–17].
Расширенный и доработанный вариант стратегии Европейского союза в Восточной Азии нашел отражение в принятом Еврокомиссией в 2001 году документе «Европа и Азия: стратегические рамки для укрепления партнерства» [11, p. 8]. В соответствии с новой стратегией активное налаживание связей Евросоюза со странами региона приобретает особое значение в контексте рассмотрения современной системы мирохозяйственных отношений с позиции мегаэкономики — торгово-экономические интересы и, как следствие, борьба за ресурсы в целях повышения своей конкурентоспособности определены как основные. Япония в документе характеризуется как экспортный рынок, занимающий вторую позицию после США для Европейского союза, и крупнейший инвестор в экономику Европы.
Торгово-экономические отношения ЕС и Японии начиная с 2002 года обозначены как «стратегические» и сохраняют такое определение вплоть до настоящего времени. Новый этап развития японо-европейских отношений начался после подписания 17 июля 2018 года Японией и Европейским союзом двух основополагающих документов: Соглашения о свободной торговле и Соглашения стратегическом партнерстве [12].