Дата поступления рукописи в редакцию: 16.05.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 17.05.2025.
В современных условиях быстрого развития электронной коммерции маркетплейсы становятся одним из наиболее востребованных каналов продаж, значительно трансформируя традиционные бизнес-модели розничной торговли. За последние несколько лет произошел существенный рост популярности маркетплейсов как среди покупателей, так и среди продавцов, что обусловлено целым рядом факторов экономического и технологического характера.
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью мировой розничной торговли. Как и во многих других отраслях, покупка и продажа товаров претерпели существенные преобразования после появления интернета, и благодаря продолжающейся цифровизации современной жизни потребители во всем мире теперь получают выгоду от онлайн-транзакций.
Азия лидирует в рейтинге крупнейших рынков электронной коммерции в мире. Общий доход онлайн-ретейла в азиатских странах составил почти 2 трлн долл. США в 2025 г. Это примерно на 360 млрд долл. США выше, чем доходы от электронной коммерции, достигнутые в Северной и Южной Америке. Австралия, Океания и Африка, по оценкам экспертов, получат гораздо более низкие доходы от электронной коммерции в 2025 г. со значениями ниже 50 млрд долл. США. Лидирующие позиции Азии в основном можно отнести к Китаю, который в 2024 г. получил доход более одного триллиона долларов США (рис. 1).
Маркетплейсы представляют собой цифровые платформы, объединяющие множество продавцов и предоставляющие им доступ к широкой аудитории потенциальных покупателей. Наблюдаемая тенденция к консолидации рынка электронной коммерции вокруг крупных маркетплейсов требует от бизнеса глубокого понимания принципов функционирования этих платформ и эффективных стратегий взаимодействия с ними.
В современной электронной коммерции маркетплейсы занимают ключевую позицию, связывая продавцов и покупателей. Г. Г. Головенчик определяет маркетплейс как платформу электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, обеспечивающий информацию о продуктах или услугах третьих лиц [1]. Маркетплейс функционирует как цифровая торговая площадка, объединяющая множество продавцов. По мнению М.И. Кулакова, сущность маркетплейсов заключается в обеспечении взаимодействия между участниками торговых отношений при минимизации издержек [6]. Эти платформы создают целостную экосистему электронной торговли, включающую механизмы ценообразования, логистическую инфраструктуру и клиентскую поддержку.