По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.73

Современные тенденции развития электронной коммерции в мире

А. Р. Сафаров Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва. E-mail: 1132227761@pfur.ru

В современных условиях цифровизации экономики интернет-торговля становится одним из наиболее динамично развивающихся секторов. В статье рассматриваются маркетплейсы как особая форма электронной коммерции, которые трансформировали подходы к организации продаж и продвижению товаров, предоставив бизнесу новые возможности для расширения клиентской базы и увеличения объемов реализации.

Литература:

1. Виды маркетплейсов: подробный обзор // OptimalGroup [Электронный ресурс].— URL: https://optimalgroup.ru/blog/vidy-marketplejsov (дата обращения: 13.03.2025).

2. Головенчик, Г. Д. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. — 2020. — № 4 (206). — С. 39–45.

3. Голикова, С. К. Сущность, эволюция и классификация маркетплейсов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 10-2 (97). — С. 185–189.

4. Дюкова, О. М. Эволюционное развитие логистики электронной торговли: от интернет-магазинов к маркетплейсам // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — № 3 (135). — С. 111–115.

5. Дымшаков, Д. Н., Лысенко, Ю. В., Овсяницкая, Л. Ю. Площадка маркетплейса как инновационная бизнес-технология // Вызовы современности в экономике и обществе: анализ проблем и пути их решения. — 2021. — С. 107–111.

6. Камнева, О. А., Кобелева, А. О., Чернышова, О. Н. Развитие и продвижение маркетплейса в банковской сфере // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. — 2022. — С. 258–271.

7. Кордина, И. В., Хлебович, Д. И. Маркетплейс как бизнес-модель электронного посредничества // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31. — № 4. — С. 467–477.

8. Мозжухина, А. Е. Характеристика рынка маркетплейсов в России // Анализ состояния и перспективы развития экономики России. — 2023. — С. 40–42.

9. Муртузалиева, С. Ю. Проблемы развития электронной коммерции в России / С.Ю. Муртузалиева, Ф. А. Демчук // Горизонты экономики. — 2024. — № 1 (81). — С. 13–17.

10. Новиков, Н. А. Функциональный спектр современных электронных торговых площадок / Н. А. Новиков, С. Ю. Муртузалиева // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 12. — С. 147–150.

11. Царев, И. М., Вишнякова, В. А. Маркетплейсы — фактор прогрессивной трансформации отечественной интернет-торговли // Материалы XVIII Международной молодежной научно–практической конференции «Научный потенциал молодежи — будущему Беларуси». — 2024. — Ч. 1. — С. 344–345.

12. Statista [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/forecasts/1117851/ worldwide-e-commerce-revenue-by-region (дата обращения: 07.06.2025).

1. Types of marketplaces: a detailed review. OptimalGroup. Available at: https://optimalgroup.ru/blog/vidy-marketplejsov (accessed:13.03.2025).

2. Golovenchik, G. D. The essence, classification and features of electronic commerce. Science and innovation. 2020, No. 4 (206), pp. 39–45.

3. Golikova, S. K. The essence, evolution and classification of marketplaces. International journal of humanitarian and natural sciences. 2024, No. 10-2 (97), pp. 185–189.

4. Dyukova, O. M. Evolutionary Development of E-Commerce Logistics: From Online Stores to Marketplaces. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2022, No. 3 (135), pp. 111–115.

5. Dymshakov, D. N., Lysenko, Yu. V., Ovsyanitskaya, L. Yu. Marketplace platform as an innovative business technology. Challenges of our time in the economy and society: analysis of problems and ways to solve them. 2021, pp. 107–111.

6. Kamneva, O. A., Kobeleva, A. O., Chernyshova, O. N. Development and promotion of the marketplace in the banking sector. Global problems of modernization of the national economy. 2022, pp. 258–271.

7. Kordina, I. V., Khlebovich, D. I. Marketplace as a business model of electronic intermediation. Bulletin of the Baikal State University. 2021, Vol. 31, No. 4, pp. 467–477.

8. Mozzhukhina, A. E. Characteristics of the marketplaces in Russia. Analysis of the state and prospects for the development of the Russian economy. 2023, pp. 40–42.

9. Murtuzalieva, S. Yu. Problems of Development of Electronic Commerce in Russia. S. Yu. Murtuzalieva, F. A. Demchuk. Horizons of Economy. 2024, No. 1 (81), pp. 13–17.

10. Novikov, N. A. Functional Spectrum of Modern Electronic Trading Platforms. N. A. Novikov, S. Yu. Murtuzalieva. Innovations and Investments. 2023, No. 12, pp. 147–150. 11.Tsarev, I. M., Vishnyakova, V. A. Marketplaces — a factor in the progressive transformation of domestic online trade. Proceedings of the XVIII international youth scientific and practical conference "Scientific potential of youth — the future of Belarus". 2024, Part 1, pp. 344–345.

12. Statista. Available at: https://www.statista.com/forecasts/1117851/ worldwide-e-commerce-revenue-by-region (accessed: 07.06.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.05.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 17.05.2025.

В современных условиях быстрого развития электронной коммерции маркетплейсы становятся одним из наиболее востребованных каналов продаж, значительно трансформируя традиционные бизнес-модели розничной торговли. За последние несколько лет произошел существенный рост популярности маркетплейсов как среди покупателей, так и среди продавцов, что обусловлено целым рядом факторов экономического и технологического характера.

Электронная коммерция стала неотъемлемой частью мировой розничной торговли. Как и во многих других отраслях, покупка и продажа товаров претерпели существенные преобразования после появления интернета, и благодаря продолжающейся цифровизации современной жизни потребители во всем мире теперь получают выгоду от онлайн-транзакций.

Азия лидирует в рейтинге крупнейших рынков электронной коммерции в мире. Общий доход онлайн-ретейла в азиатских странах составил почти 2 трлн долл. США в 2025 г. Это примерно на 360 млрд долл. США выше, чем доходы от электронной коммерции, достигнутые в Северной и Южной Америке. Австралия, Океания и Африка, по оценкам экспертов, получат гораздо более низкие доходы от электронной коммерции в 2025 г. со значениями ниже 50 млрд долл. США. Лидирующие позиции Азии в основном можно отнести к Китаю, который в 2024 г. получил доход более одного триллиона долларов США (рис. 1).

Маркетплейсы представляют собой цифровые платформы, объединяющие множество продавцов и предоставляющие им доступ к широкой аудитории потенциальных покупателей. Наблюдаемая тенденция к консолидации рынка электронной коммерции вокруг крупных маркетплейсов требует от бизнеса глубокого понимания принципов функционирования этих платформ и эффективных стратегий взаимодействия с ними.

В современной электронной коммерции маркетплейсы занимают ключевую позицию, связывая продавцов и покупателей. Г. Г. Головенчик определяет маркетплейс как платформу электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, обеспечивающий информацию о продуктах или услугах третьих лиц [1]. Маркетплейс функционирует как цифровая торговая площадка, объединяющая множество продавцов. По мнению М.И. Кулакова, сущность маркетплейсов заключается в обеспечении взаимодействия между участниками торговых отношений при минимизации издержек [6]. Эти платформы создают целостную экосистему электронной торговли, включающую механизмы ценообразования, логистическую инфраструктуру и клиентскую поддержку.

Для Цитирования:
А. Р. Сафаров, Современные тенденции развития электронной коммерции в мире. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: