В структуре опухолей головы и шеи не уменьшается количество больных с раком верхней или нижней челюсти (Пачес А.И., 2007; Lloyd T., 2013). По данным Всемирной организации здравоохранения прирост опухолей челюстно-лицевой области составляет в среднем 2% в год [2, 9].
Повышение эффективности комплексного лечения больных с злокачественными опухолями челюстей остается одной из актуальных проблем современной хирургии, онкологии и стоматологии. Значимость этой проблемы возрастает в связи с увеличением количества пациентов с данной патологией, выполнением им обширных операций, возможными послеоперационными осложнениями и рецидивами опухолей [1, 6].
Рецидивы рака челюстей встречаются у 25-35% больных при распространенности опухолевого процесса, соответствующей символу ТЗ, и у 35-45% при распространенности опухоли Т4. При оперативных вмешательствах по поводу рецидива опухоли прогрессирование заболевания впоследствии диагностируются у 60-80% пациентов [2, 4].
Наиболее анатомически и функционально сложной зоной является средняя зона лица, куда входят образования, ограниченные сверху верхней орбитальной линией, снизу линией окклюзии зубов [1, 3, 4, 10].
Ряд авторов указывают на трудности распознавания рецидивов опухолей не только глубоких отделов костного скелета, но и в доступных осмотру и пальпации местах [8, 10].
Современные методики дополнительного обследования пациентов с теми или иными повреждениями лица включают в себя стандартные рентгенологические исследования, ортопантомографию, компьютерную томографию и ультразвуковое исследование [5, 6, 7, 9, 11, 14]. Вотечественной и зарубежной литературе встречается небольшое количество публикаций, посвященных комплексному использованию современных лучевых методов, применяемых для диагностики как первичных, так и рецидивных опухолей челюстей, таких как мультиспиральная компьютерная томография, цифровая объемная томография, ультразвуковое исследование высокого разрешения и электронный парамагнитный резонанс [4, 12, 13].