Активное развитие медицинской реабилитации в настоящее время рассматривает вопросы восстановления высших психических функций как междисциплинарную проблему. В последние год ы активное развитие приобретают реабилитационные программы, направленные на восстановление и улучшение когнитивных функций, укрепление соматического и психоэмоционального статуса ребенка, преодоление нарушений адаптации детей к школе и улучшение качества жизни. При этом нарушения речи, как устной, так и письменной, является наиболее часто встречающейся патологией у детей различного возраста.
У детей дошкольного возраста активно развивается устная речь. В начальной школе ребенок начинает активно осваивать зрительные образы букв. Успешность овладения письмом и чтением зависит от уровня развития устной речи.
Дислексия – генетически детерминированное состояние, частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности.
Патология перинатального периода является фактором риска возникновения специфического расстройства речевого развития у детей, а также нарушениями формирования поздно созревающих структур коры головного мозга, в частности третичных зон, обеспечивающих функционирование сложных символических функций: устной речи, чтения, письма.
Возникающая при этом функциональная незрелость проявляется в виде несоответствия между повышенными требованиями и отстающими в развитии или незрелыми высшими психическими функциями, которые являются основой для успешного овладения навыком чтения [1–5]. Специфическое речевое расстройство, по данным ряда авторов [6], является предрасполагающим состоянием для развития в младшем школьном возрасте дислексии.