По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные технологии медицинской реабилитации детей с дислексией

Румянцева М.В. отдел медицинской реабилитации детей и подростков, ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы, г. Москва
Хан М.А. доктор медицинских наук, профессор, ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы», ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения города Москвы, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва

В ходе проведенного обследования детей школьного возраста с дислексией было отмечено специфическое развитие вербальных процессов, выявлены скрытые речевые нарушения в виде нарушения развития фонематического компонента речи, отмечен более низкий уровень развития навыка быстрого автоматизированного называния и недостаточность активного словаря, нарастание утомляемости и затруднений при увеличении сложности задания при выполнении теста RAN.

Литература:

1. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 445 с.

2. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2013. – № 5, Вып. 2. – С. 43–47.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 2002. – 223 с.

5. Петрухин А.С. Неврология детского возраста. – М.: Медицина, 2004. – 783 с.

6. Ньюкиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Т. 2 / под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Тенериф, 2010. – 336 с.

7. Grigorenko E.L. A family study of dyslexia // Unpublished dissertation. – 1996.

8. Grigorenko E.L. Developmental Dyslexia: an update on genes, brains and environments // J. Child Psychol. Psychiatr. – 2001. – № 42. – Р. 91–125.

9. Grigorenko E. Genetic bases of developmental language. Grant application (R21) to the U.S.A. // National Institute of Mental Health. – 2003.

10. Shaywitz B.A., Shaywitz S.E., Pugh K.R. et al. The neurobiology of dyslexia // Clinical neuroscience research. – 2001. – № 1. – Р. 291–299.

11. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. – 352 с.

12. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. – С. 7–20.

13. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в педиатрической практике // Лечащий врач. – 2005. – № 1. – С. 22–27.

14. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

15. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. – 1999. – Т. 6, № 1.

16. Ковалев Г.В. Ноотропные средства. – Волгоград, 1990. – 367 с.

17. Энцефабол. Аспекты клинического применения: сборник научных статей. – М.: «Соверо пресс», 2001. – 80 с.

18. Церебролизин. Фармакологические аспекты и место в клинической практике: сборник научных докладов IV международного симпозиума. – М.: EBEWE, 2002. – 141 c.

19. Маслова О.И. Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников // Фармацевтический вестник. – 2004. – № 14. – С. 28.

20. Levi G. A study of piracetam in the pharmacological treatment of learning disadilities.-In: Child Health and Development // Developmental Dyslexia and Learning Disorders, Bakker D.(ed) Karger. – Basel, 1987. – № 5. – Р. 129–139.

Активное развитие медицинской реабилитации в настоящее время рассматривает вопросы восстановления высших психических функций как междисциплинарную проблему. В последние год ы активное развитие приобретают реабилитационные программы, направленные на восстановление и улучшение когнитивных функций, укрепление соматического и психоэмоционального статуса ребенка, преодоление нарушений адаптации детей к школе и улучшение качества жизни. При этом нарушения речи, как устной, так и письменной, является наиболее часто встречающейся патологией у детей различного возраста.

У детей дошкольного возраста активно развивается устная речь. В начальной школе ребенок начинает активно осваивать зрительные образы букв. Успешность овладения письмом и чтением зависит от уровня развития устной речи.

Дислексия – генетически детерминированное состояние, частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности.

Патология перинатального периода является фактором риска возникновения специфического расстройства речевого развития у детей, а также нарушениями формирования поздно созревающих структур коры головного мозга, в частности третичных зон, обеспечивающих функционирование сложных символических функций: устной речи, чтения, письма.

Возникающая при этом функциональная незрелость проявляется в виде несоответствия между повышенными требованиями и отстающими в развитии или незрелыми высшими психическими функциями, которые являются основой для успешного овладения навыком чтения [1–5]. Специфическое речевое расстройство, по данным ряда авторов [6], является предрасполагающим состоянием для развития в младшем школьном возрасте дислексии.

Для Цитирования:
Румянцева М.В., Хан М.А., Современные технологии медицинской реабилитации детей с дислексией. Физиотерапевт. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: