Травматизм у детей остается одной из ведущих медико-социальных проблем вследствие высокой распространенности травм и их влияния на уровень смертности и инвалидности детского населения. Он занимает второе место в структуре общей заболеваемости детей, составляя 6–8 % [1, 2].
Коленный сустав – объект наиболее пристального внимания в травматологии детского возраста, так как наибольшее количество повреждений приходится именно на эту область вследствие гипермобильности детей, активного привлечения их к спорту и особенно к его экстремальным видам. Коленный сустав является вторым по величине крупным суставом организма. Особенности анатомического строения, сложность биомеханики, плохая защищенность мягкими тканями, большие нагрузки в статике и динамике определяют высокий риск перегрузки, травматизации по сравнению с другими суставами организма. Общее количество повреждений и заболеваний коленного сустава составляет 8,8 % всей детской травматолого-ортопедической патологии. Различные повреждения его, по данным некоторых авторов, составляют то 5 до 25 % всех травм опорно-двигательного аппарата и относятся к числу наиболее «дорогостоящих» травм, зачастую требующих оперативного лечения и интенсивной реабилитации [1–3].
Различные виды травм коленного сустава в детском возрасте требуют тщательного дифференцированного подхода как к диагностике, так и к лечению, особенно если речь идет о внутрисуставных повреждениях, когда высока вероятность возникновения осложнений, приводящих к нарушению функций сустава [4–6].
Любая травма коленного сустава вызывает микроциркуляторные нарушения, способствующие хронизации воспалительного процесса.
Несмотря на полноценность оперативного устранения структурных повреждений сустава, санации полости сустава с удалением инородных тел и патологического выпота, необходимым является послеоперационный динамический контроль над течением посттравматического воспалительного процесса с помощью неинвазивных методов исследования с целью полного купирования воспаления и восстановления всех внутрисуставных структур [6, 7].