По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.36 DOI:10.33920/pro-05-2506-06

Современные технические и технологические решения для снижения негативного воздействия движителей машин на лесные почвогрунты*

Сибиряткин Е.В. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Рыжов Я.А. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Должиков И.С. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Дьяченко В.М. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Куницкая О.А. Арктический государственный агротехнологический университет, E-mail: ola.ola07@mail.ru

В статье рассмотрены достоинства и недостатки известных и перспективных технических и технологических решений, применяющихся для повышения проходимости колесных лесных машин по слабонесущим почвогрунтам. Показано, что современные каркасные сетки являются наиболее перспективным современным вариантом решения снижения негативного воздействия движителей машин на лесные почвогрунты.

Литература:

1. Никифорова А.И., Григорьева О.И. Моделирование воздействия движителей лесных машин на почвы лесосек // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. №5–4 (16-4). С. 320–323.

2. Калистратов А.В., Григорьева О.И., Григорьев Г.В., Дмитриева И.Н. О важности исcледований экологической эффективности процесса трелевки // Наука, образование, инновации в приграничном регионе. Материалы республиканской научно-практической конференции. Петрозаводский государственный университет. 2015. С. 7–9.

3. Григорьев И.В. Снижение отрицательного воздействия на почву колесных трелевочных тракторов обоснованием режимов их движения и технологического оборудования. — СПб.: ЛТА, 2006. — 236 с.

4. Хитров Е. Г., Хахина А.М., Дмитриева М.Н., Песков В.Б., Григорьева О.И. Уточненная модель для оценки тягово-сцепных свойств колесного движителя лесной машины // Известия СанктПетербургской лесотехнической академии. 2016. № 217. С. 108–119.

5. Григорьева О.И., Гринько О.И., Николаева Ф.В. Лесопожарные транспортно-технологические комплексы на базе колесных форвардеров // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. Тюмень, 2021. С. 55–58.

6. Хитров Е. Г., Хахина А.М., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Никифорова А.И. Расчет тяговосцепных свойств колесных лесных машин с использованием WES-метода // Лесотехнический журнал. 2016. Т. 6, №3 (23). С. 196–202.

7. Каляшов В.А., Григорьев И.В., Иванов В.А., Юдилевич А.М., Бурмистрова О.Н., Охлопкова М.К., Григорьева О.И. Особенности лесных почвогрунтов криолитозоны как объекта воздействия движителей лесных машин // Системы. Методы. Технологии. 2023. №4 (60). С. 94–101.

8. Rego G.E., Voronov R.V., Grigoreva O.I. Algorithms for calculating schemes of transport routes in a felling area // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian ScientificTechnical Conference «Digital Technologies in Forest Sector»" 2021. С. 012025.

9. Анисимов Г.М., Григорьев И.В., Шкрум В.Д. Определение площади почвогрунта лесосеки, уплотняемой трелевочными системами // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2006. № 177. С. 36–42.

10. Григорьев И.В., Жукова А.И. Координатно-объемная методика трассирования при освоении лесосек трелевкой // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2004. №4. С. 39–44.

11. Григорьев И.В., Жукова А.И., Лавришин В.В. Оптимизация работы транспорта леса на лесосеках четвертой категории почвенно-грунтовых условий // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2005. № 172. С. 48–55.

12. Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Жукова А.И., Иванов В.А. Исследование механических процессов циклического уплотнения почвогрунта при динамических нагрузках // Вестник КрасГАУ. 2008. №1. С. 163–175.

13. Анисимов Г.М., Григорьев И.В., Жукова А.И. Экологическая эффективность трелёвочных тракторов. СПб.: ГЛТА, 2006. — 352 с.

14. Никифорова А.И., Хитров Е. Г., Пелымский А.А., Григорьева О.И. Определение осадки при движении лесозаготовительной машины по двуслойному основанию // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. №2 (139). С. 87–91.

15. Куницкая О.А., Чернуцкий Н.А., Дербин М.В., Рудов С.Е., Григорьев И.В., Григорьева О.И. Машинная заготовка древесины по скандинавской технологии. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высш. учеб. заведений, 2019. — 192 с.

16. Григорьев И.В., Рудов С.Е. Особенности эксплуатации колесных лесных машин в сложных почвенно-грунтовых и рельефных условиях // Forest Engineering. Материалы научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 67–71.

17. Дмитриев А.С., Григорьев И.В. Особенности воздействия колесно-гусеничных движителей лесных машин на почвогрунты лесосек // Деревянное домостроение Севера: традиции и инновации. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 19–21.

18. Дмитриев А.С., Григорьев И.В. Преимущества использования колесно-гусеничной ходовой части в качестве движителя для лесных машин // Актуальные проблемы лесного хозяйства и деревопереработки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.М. Казакова [и др.]. Казань, 2023. С. 27–30.

19. Добрецов Р.Ю., Дмитриев А.С., Черемисин К.В., Ревяко С.И., Григорьев И.В. Управляемый межосевой механизм распределения мощности трансмиссии лесных колесно-гусеничных машин // Системы. Методы. Технологии. 2023. №1 (57). С. 43–48.

20. Григорьев И.В., Григорьева О.И., Никифорова А.И., Глуховский В.М. Перспективные направления развития технологических процессов лесосечных работ // Труды БГТУ. №2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 2016. №2 (184). С. 109–116.

21. Григорьев И.В., Газизов А.М., Григорьева О.И. Новые технологические процессы лесосечных работ // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. №2 (38). С. 97–102.

22. Дьяченко В.М., Каляшов В.А., Должиков И.С., Дмитриев А.С., Гурьев А.Ю., Новгородов Д.В., Новиков М.С. Долгосрочные последствия воздействия движителей лесных машин на почвогрунты северных лесов // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2024. №3 (15). С. 22–31.

23. Карасёв Ю.А., Дьяченко В.М., Марков В.А., Должиков И.С., Дмитриев А.С., Гурьев А.Ю. Особенности эксплуатации гусеничных лесных машин в криолитозоне и пути повышения ее эффективности // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2024. №3 (15). С. 32–45.

24. Григорьев И.В., Зорин М.В., Григорьев Г.В., Рудов С.Е., Швецова В.В., Калита Г.А. Анализ способов укрепления временных транспортных путей для трелевки и вывозки древесины // Деревообрабатывающая промышленность. 2021. №2. С. 10–29.

25. Зорин М.В., Григорьев И.В., Григорьева О.И. Безопасность и охрана труда при строительстве временных лесных дорог и технологических коридоров из пластиковых сборно-разборных покрытий // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2023. №2. С. 37–52.

26. Мануковский А.Ю., Зорин М.В., Рудов С.Е., Григорьев И.В. Требования к перспективным сборно-разборным конструкциям для строительства временных лесных дороги технологических коридоров // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Восьмой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. Петрозаводск, 2022. С. 51–52.

27. Зорин М.В., Григорьев И.В. История и перспективы развития сборно-разборных покрытий для лесных дорог и технологических коридоров // Вестник АГАТУ. 2022. №3 (7). С. 121–138.

28. Григорьев И.В., Мануковский А.Ю., Зорин М.В. Энерго-ресурсосберегающие технологии строительства лесных дорог // Эколого-ресурсосберегающие технологии в науке и технике. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. Воронеж, 2021 С. 54–59.

29. Зорин М.В., Григорьев И.В. Особенности монтажа сборно-разборных покрытий из пластиковых матов при строительстве временных лесных дорог и транспортных коридоров // Актуальные проблемы лесного хозяйства и деревопереработки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.М. Казакова [и др.]. Казань, 2023. С. 79–82.

* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». / The work was carried out within the framework of the scientific school "Innovative developments in the field of the logging industry and forestry".

Проблеме негативного воздействия движителей лесных и лесозаготовительных машин на лесные почвогрунты посвящено очень большое количество трудов отечественных и зарубежных авторов. Начиная с 90‑х годов ХХ века эта проблематика стала достаточно распространенной в диссертационных исследованиях, и ее актуальность не снижается до сих пор [1, 2].

Во времена СССР, и до окончательного развала отечественного лесного машиностроения, в нашей стране доминировали гусеничные лесные тракторы Алтайского и Онежского тракторных заводов и лесные машины на их базе. Впоследствии они постепенно замещались продукцией иностранных машиностроительных компаний, в основном на колесных шасси [3]. В настоящее время и в Российской Федерации начался выпуск колесных лесных машин компании «Амкодор».

Как известно, колесные лесные машины, при прочих равных условиях, имеют свои достоинства, например: большие рабочие скорости движения, могут быть перемещены с лесосеки на лесосеку своим ходом, меньшая удельная энергоемкость перемещения. Но с точки зрения рассматриваемой проблематики колесные лесные машины, в стандартной комплектации, имеют меньшее пятно контакта, а значит, большее давление на почвогрунт, а также большую склонность к буксованию. Все это приводит к значительным повреждениям почвогрунта лесосек на трелевочных волоках и в технологических коридорах при их работе в теплое время года [4–6]. И это кратно усиливается с увеличением влажности почвогрунта [7].

Возможные решения для снижения негативного воздействия движителей машин на лесные почвогрунты принципиально можно подразделить на технические и технологические. Причем разнообразие первых больше, чем вторых.

Для Цитирования:
Сибиряткин Е.В., Рыжов Я.А., Должиков И.С., Дьяченко В.М., Куницкая О.А., Современные технические и технологические решения для снижения негативного воздействия движителей машин на лесные почвогрунты*. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: