* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». / The work was carried out within the framework of the scientific school "Innovative developments in the field of the logging industry and forestry".
Проблеме негативного воздействия движителей лесных и лесозаготовительных машин на лесные почвогрунты посвящено очень большое количество трудов отечественных и зарубежных авторов. Начиная с 90‑х годов ХХ века эта проблематика стала достаточно распространенной в диссертационных исследованиях, и ее актуальность не снижается до сих пор [1, 2].
Во времена СССР, и до окончательного развала отечественного лесного машиностроения, в нашей стране доминировали гусеничные лесные тракторы Алтайского и Онежского тракторных заводов и лесные машины на их базе. Впоследствии они постепенно замещались продукцией иностранных машиностроительных компаний, в основном на колесных шасси [3]. В настоящее время и в Российской Федерации начался выпуск колесных лесных машин компании «Амкодор».
Как известно, колесные лесные машины, при прочих равных условиях, имеют свои достоинства, например: большие рабочие скорости движения, могут быть перемещены с лесосеки на лесосеку своим ходом, меньшая удельная энергоемкость перемещения. Но с точки зрения рассматриваемой проблематики колесные лесные машины, в стандартной комплектации, имеют меньшее пятно контакта, а значит, большее давление на почвогрунт, а также большую склонность к буксованию. Все это приводит к значительным повреждениям почвогрунта лесосек на трелевочных волоках и в технологических коридорах при их работе в теплое время года [4–6]. И это кратно усиливается с увеличением влажности почвогрунта [7].
Возможные решения для снижения негативного воздействия движителей машин на лесные почвогрунты принципиально можно подразделить на технические и технологические. Причем разнообразие первых больше, чем вторых.