По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Современные стратегии международной конкуренции

С. С. Урику ООО «Сила света» г. Москва, Новоостаповскаяу

В статье представлены теоретические и методические положения, содержащие актуальное понимание стратегии конкурентоспособности государства, их факторов и условий, а также роли государства в создании конкурентных национальных преимуществ, которые дают возможность сформировать базу стратегий международной конкурентоспособности страны и комплексные подходы для создания и применения.

Литература:

1. Хасбулатов, Р.И. Мировая экономика / Р.И. Хасбулатов. — М.: Юрайт, 2019. — 912 c.

2. Внешнеэкономическая деятельность организации: учебник / А.А. Чурсин, С.Ю. Муртузалиева — М.: ИНФРА-М, 2018. — 332 с.

3. Мировая экономика: учебник для вузов, в 2 ч. / Р.И. Хасбулатов и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — Ч. 1. — 689 с.

4. Муртузалиева С.Ю. Зарубежный опыт: как добиться стабильности в экономическом развитии и обойти глобальные финансовые кризисы? // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2018. — №10. — С. 52–59.

5. Муртузалиева С.Ю. Тенденции межрегиональных связей в мировом хозяйстве // Международная экономика. — 2016. — №1. — С. 20–24.

6. Муртузалиева С.Ю. Проблемы эффективности развития внешнеэкономических связей России // Проблемы современной экономики. — 2010. — №4 (36). — С. 86–88.

Международная конкурентоспособность дает возможность создавать и развивать конкурентные преимущества страны, благодаря которым ее экономика способна лидировать на внешнем рынке. На уровне микроэкономики конкурентные преимущества зависят от способности предприятий внутри страны производить свою продукцию эффективно.

В экономике фактор является причиной движения в процессе, неотъемлемым обстоятельством, характеризующим этот процесс. Факторы международной конкурентоспособности экономики страны определяют уровень ее конкурентоспособности. Такими факторами выступают не только конкурентные преимущества, но и причины низкого уровня конкурентоспособности национальной экономики. В целом факторы могут способствовать как развитию национальной экономики, так и ограничивать ее.

Главными факторами национальной конкурентоспособности экономики М. Портер считает:

— факторы производства и их качество и эффективность;

— научный потенциал страны, квалификацию рабочей силы, инновационный потенциал отраслей производства и видов деятельности;

— уровень спроса внутри страны: объем, национальные особенности потребления;

— уровень развития отраслей;

— стратегию предприятий — особенности отношений собственности, управления, организации, деловой культуры.

Из этих факторов был сформирован «национальный ромб», который определяет конкурентную среду для предприятий внутри страны. Главными составляющими «конкурентного ромба» являются (рисунок):

— факторные условия;

— условия внутреннего спроса;

— наличие смежных и обеспечивающих отраслей;

— структура и стратегия фирм и конкуренция внутри отрасли.

Комплекс взаимодействующих факторов конкурентоспособности, образующих «конкурентный ромб», способен стимулировать или понижать уровень конкурентных преимуществ предприятий страны, и для стабильного развития стране необходимо иметь преимущества во всех составляющих этого ромба.

Вследствие системности «конкурентного ромба» образуются объединения, так называемые кластеры. Портер охарактеризовал кластеры как географическое скопление предприятий и поставщиков, которые взаимосвязаны друг с другом. Также Портер считает, что лидирующие по экспорту компании в нескольких различных странах относятся к преуспевающим группам конкурентов внутри своей отрасли.

Для Цитирования:
С. С. Урику, Современные стратегии международной конкуренции. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: