Системы управления качеством являются неотъемлемой частью работы любого современного промышленного предприятия. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса они необходимы для того, чтобы выполнять задачи и цели, которые устанавливаются в соответствии с определенной политикой предприятия в области качества, требования обычно продиктованы системой управления предприятием.
Внедрение подобных систем позволяет увеличивать эффективность использования ресурсов, делает планирование деятельности более результативным, способствует достижению синергетического эффекта в процессе реализации общих бизнес-целей предприятия.
Главная задача системы управления качеством на предприятиях оборонно-промышленной отрасли заключается в том, чтобы предупредить возникновение брака и не допустить случаев его возникновения в процессе контроля.
Повышение качества управления возможно за счет использования современных систем менеджмента на предприятии, развитие этого направления является гарантом достижения стабильного качества продукции. Современные системы менеджмента включают в себя также процессы совершенствования системы управления проектами, человеческим капиталом, ресурсами, они нуждаются в постоянных изменениях и совершенствовании для адаптации к внешним и внутренним экономическим условиям.
На сегодняшний день предприятия предпочитают использовать одновременно несколько систем управления качеством. Такой подход определяется рядом некоторых закономерностей: во-первых, каждый разработанный стандарт системы управления качеством предназначен для определенного аспекта работы предприятия. Так, одни стандарты регламентируют меры по обеспечению защиты экологии, другие контролируют работу персонала и т. д.
Для того, чтобы добиться максимальной эффективности сразу нескольких сфер на предприятии, необходимо внедрение сразу нескольких стандартов, имеющих разные зоны ответственности.
Во-вторых, каждая система управления качеством имеет свои недостатки и достоинства. В связи с этим одновременная интеграция сразу нескольких систем позволяет сократить воздействие недостатков разных систем и актуализировать их сильные стороны. В-третьих, параллельное действие сразу нескольких систем качества способствует повышению уровня доверия к предприятию со стороны стейкхолдеров – такой подход играет важную роль в процессе формирования бренда и положительного имиджа организации. В-четвертых, использование разных систем управления качества открывает для предприятия новые доступные рынки, позволяет расширить географию своей сбытовой политики, реализует ключевые конкурентные преимущества. И, наконец, в-пятых, одновременное внедрение сразу нескольких систем дает возможность в максимально короткие сроки наладить работу всего предприятия, разных аспектов его деятельности, сделать ее более эффективной и результативной.