По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.691.4.052.012

Современные системы магнитного подвеса для роторных машин

Кочетов Д.А. канд. техн. наук, ОКБ СМП, г. Москва
Кравцов Д.В. канд. техн. наук, ОКБ СМП, г. Москва
Кравцова Е.В. д-р техн. наук, ОКБ СМП, г. Москва

Авторы статьи излагают современные тенденции развития систем магнитного подвеса (СМП), которые становятся понятны из доступной литературы и других источников, а также обосновывают свой взгляд на каждый упомянутый пункт.

К настоящему времени электромагнитные подшипники для роторных машин перестали быть экзотикой для промышленности, зарекомендовали себя как экономически эффективная, современная и прогрессивная технология, но еще не стали привычным отработанным продуктом. Происходит это потому, что система магнитного подвеса СМП (собственно магнитные подшипники МП + аппаратура управления ими АМП) представляют собой совокупность разнородных систем, таких как механическая часть, электромеханическая и система регулирования. Каждая часть системы влияет на другие, и их взаимодействие трудно поддается адекватному математическому описанию именно из-за их разнородности. Предприятиям-изготовителям магнитных подшипников необходимо иметь в своем штате квалифицированных специалистов в каждой из этих областей, которые способны работать еще и на стыке этих областей. Это непростая задача.

Исторически в России работают несколько производителей СМП. Среди российских компаний можно назвать ОАО «Корпорация ВНИИЭМ», ОАО «ОДК-ГТ», ООО Фирма «Калининградгазприборавтоматика», среди иностранных компаний — мировой лидер S2M-SKF (Франция), Waukesha Bearings (Великобритания). Каждая из компаний имеет свой подход к проектированию СМП, старается сохранить свои коммерческие и технологические тайны от конкурентов, и это понятно. Именно по этой причине достаточно сложно получить полное представление о принципах построения СМП разными компаниями: существующая доступная информация, как правило, имеет поверхностный, рекламный характер. Тем не менее, в этой статье авторы попытаются изложить основные тенденции развития СМП, которые становятся понятны из разрозненных источников, доступной литературы и т.п., и обосновать свой взгляд на каждый упомянутый пункт.

Для использования в цифровой аппаратуре управления магнитных подшипников компаниями-производителями использовались различные микроконтроллеры, которые можно было разделить на две основные группы: DSP (Digital Signal Processor — цифровой сигнальный процессор) и промышленные микроконтроллеры общего назначения. Принципиальное отличие состоит в том, что основные расчетные операции сигнальный процессор выполняет, как правило, значительно быстрее, чем промышленный микроконтроллер. А так как скорость работы системы управления является принципиальной характеристикой СМП, то следовал почти однозначный вывод — более правильно использовать DSP.

Для Цитирования:
Кочетов Д.А., Кравцов Д.В., Кравцова Е.В., Современные системы магнитного подвеса для роторных машин. Конструкторское Бюро. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: