В общем виде обучение представляет собой процесс управления, то есть воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.
В.П. Беспалько даёт следующее определение педагогической технологии: педагогическая технология — это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях — деловые игры для выработки и стимулирования определённых качеств и навыков сотрудников. С развитием информационных технологий большими темпами идёт становление системы дистанционного образования — обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.
Евгений Евгеньевич Можаев,
и. о. ректора Российского государственного аграрного заочного университета, доктор экономических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось кратко рассмотреть в данной статье.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 1970-е гг. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актёров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей — специальные тренинги.