По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные проблемы системы образования и инновационные пути их решения

Н.А. ЖДАНКИН доктор технических наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ»

В статье рассматриваются современные проблемы системы образования в России. Показано, что проблемы очень серьёзные и реально мешают развитию страны. С помощью инновационных подходов произведён разбор проблем и выявлены главные причины слабой системы образования, основные из которых — отсутствие стратегии развития России, отсутствие госзаказа на специалистов, малый бюджет и слабое финансирование всей системы. Генерирование идей показало основные направления решения проблемы, главные из которых заключаются в приёме и подготовке высококвалифицированного ППС, индивидуальном подходе к выбору специальности студентами и применении интерактивных методов обучения в виде тренингов, деловых игр и пр. Всё это поможет создать достойную систему образования, которая станет основой для развития страны.

Литература:

1. Жданкин Н.А., Баласанова Д.А. Как повысить мотивацию студентов к учебе инновационными подходами // Ректор вуза. — 2013. — № 3. — С. 50–57.

2. Жданкин Н.А., Суанов В.М. Инновационный подход к решению проблемы трудоустройства выпускников // Ректор вуза. — 2014. — № 3. — С. 4–13.

3. Жданкин Н.А. Решение проблем трудоустройства выпускников // Кадровик. — 2014. — № 7. — С. 98–110.

4. Жданкин Н.А., Андреева Д.С. О необходимости тайм-менеджмента для студентов, или Как научить студентов ценить время // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 7. — С. 85–92.

5. Жданкин Н.А. Как научить студентов созданию инноваций // Ректор вуза. — 2016. — № 11. — С. 58–59.

6. Жданкин Н.А., Ахмедова Т.Ш. Как перекрыть «утечку мозгов» за рубеж с помощью инноваций // Ректор вуза. — 2016. — № 4. — С. 50–59.

7. Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник (для бакалавров) / М.: КноРус, 2017. — 315 с.

Учёный водит, неучёный следом ходит!

(Русская народная поговорка)

Думаем, для всех очевидно, что хорошее образование — это важнейшая основа прогресса человечества, без которого какое-либо развитие было бы просто невозможным. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на локальном и глобальном уровнях, укрепляет общество и воспитывает человека как личность и как специалиста в своей сфере. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс, при котором получают знания, навыки и умения (ЗНУ), чтобы потом от их усвоения получить результат, и не только моральный, но и материальный. А можно ли быть уверенным в том, что результат от образования будет?

Сфера образования давно превратилась в источник обогащения и является одной из самых доходных отраслей. Можно утверждать, что образование — это скорее бизнес, нежели процесс получения знаний, необходимых для дальнейшей работы и повышения своей конкурентоспособности. На этом фоне появилось большое количество негосударственных организаций и учреждений по повышению квалификации, которые поставили дело «на поток», получая немалые прибыли.

При этом качество образования что в государственных, что в негосударственных вузах оставляет желать лучшего. Но стереотипы о том, что наличие двух и более образований делает нас более востребованными на рынке труда, пока ещё имеют место, хотя уже не очень соответствуют действительности.

Естественно, спрос рождает предложение. Но, несмотря на большой выбор обучающих организаций, эффективность обучения в них достаточно слабая, хотя стоимость образования может быть дорогой или даже очень дорогой. Поэтому большое число выпускников школ стремится поступить в вузы на бюджетной основе, и главным тут является не личная заинтересованность в полезных знаниях и навыках для последующей профессии, а просто получение любого бесплатного образования. При этом люди тратят своё драгоценное время на обучение в самом продуктивном молодом возрасте, не получая адекватной отдачи в виде полезных ЗНУ, которые пригодились бы им в будущем. А тут ещё и очень узкий рынок труда, явная нехватка рабочих мест и проблемы с трудоустройством, которые делают результат обучения совсем призрачным.

Для Цитирования:
Н.А. ЖДАНКИН, Современные проблемы системы образования и инновационные пути их решения. Ректор ВУЗа. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: