На современном этапе Всемирная торговая организация (ВТО) является регулятором примерно 98% всей глобальной торговли товарами и услугами. Это пока единственная организация, которая устанавливает правила многосторонней торговли.
16 декабря 2011 г. в ходе 8-й Министерской конференции ВТО в Женеве был одобрен пакет документов, согласно которым Российская Федерация должна была присоединиться к ВТО (после 18-летних переговоров). Уже 22 августа 2012 г. РФ получила официальный статус полноправного члена Всемирной торговой организации.
Этому предшествовали затяжные — почти восемнадцатилетние — переговоры. Обязательное условие вступления — приведение национального законодательства в соответствие с требованиями организации в области пошлин и тарифов. Условия вступления предусматривали поэтапный переход к пониженным тарифным пошлинам. Переходный период в рамках данного соглашения был разным: для одних секторов экономики — 2–3 года, для других — 5–7 лет. В данном контексте средневзвешенная ставка импортной пошлины опустилась в среднем на 3 процентных пункта (п. п.), а для сельскохозяйственных товаров и продовольствия — на 4,4 п. п. [4].
Семилетний переходный период по вступлению России в ВТО окончился в 2019 г. Это время, в течение которого произошла полная адаптация отечественной экономики к работе по правилам и нормам, которые были установлены для всех стран — членов организации, имеющей сегодня статус безальтернативного регулятора мировой торговли.
Для РФ основными целями вступления в данную организацию являлись:
- лучшие условия в сфере доступа российских товаров на мировые рынки;
- получение возможности решать торговые споры, привлекая международные механизмы;
- создание благоприятного климата для привлечения инвестиций, а также приведение законодательства РФ в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей российских инвесторов на международной арене, в большей степени в банковской сфере;
- создание благоприятной почвы с целью улучшения качества и конкурентоспособности товаров и услуг российского производства за счет повышения импорта;