Дата поступления рукописи в редакцию: 11.06.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 19.07.2023.
В данной статье анализируется исследование (Moreno, 2010) Price competition in mixed strategies in markets with habit formation [15], посвященное расширению модели «линейного города» Хотеллинга. Основная идея данной работы сводится к формированию потребительских предпочтений на основе ретроспективы: больше люблю то, что уже пробовал. Авторами изучается влияние этой предпосылки на возможности и поведение конкурирующих на рынке дифференцированного продукта фирм, а также доказывает связанные с таким поведением тезисы, предлагая свой способ поиска равновесия. Исходя из проведенного в рамках данной работы исследования, основной вывод работы сводится к следующему: фирмы, конкурирующие по ценам на рынке формирования привычек, склонны максимально дифференцировать свой продукт.
Представленное исследование состоит из шести частей. Первая часть представляет собой теоретические основы проводимого исследования, следующие три части, составляющие основную часть работы, описывают авторскую позицию, далее приведены полученные результаты и заключительные положения работы, включающие в себя углубление предложений по рассматриваемой тематике. Отметим, что представленное авторами исследование базируется на понимании моделей Теории отраслевых рынков и Теории игр.
В психологии и экономике изучается такое явление человеческой природы, когда удовольствие от потребления продукта растет с каждым разом его потребления. Причем такие потребительские привычки распространяются не только на сами продукты, но и на их отдельные характеристики, чему находится экспериментальное подтверждение [9]. Вследствие ограниченности подобных исследований влияние привычек, формирующихся годами, остается малоизученным. Для лучшего понимания представленных процессов рассмотрим методологические подходы к теории потребительского поведения и, в частности, ортодоксальный взгляд неоклассической модели потребительского поведения [7], изложенный в исследованиях Автонова В.С., получившей название модели рационального максимизатора [1, 2], включающей в себя следующие характеристики: