По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.4 DOI:10.33920/vne-04-2308-03

Современные подходы к количественной оценке формирования привычки на основе исследования потребительского спроса на примере работы Alejandro Tatsuo Moreno Okuno (2010) Price competition in mixed strategies in markets with habit formation

Мария Александровна Шапор кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Россия, 123298, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 2, кв. 118, E-mail: chursina17@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9762-2695
Любовь Михайловна Садовская студент отделения экономики, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Россия, 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, к. 2, E-mail: sadovskaia.lm@phystech.edu, ORCID: 0009-0008-6324-9045

В данной статье исследуется влияние формирования потребительских привычек на конкуренцию фирм дифференцированного продукта на основе анализа статьи Price competition in mixed strategies in markets with habit formation. Работа состоит из шести частей, включая рассмотрение смежных методологических подходов, авторскую позицию, результаты исследования, а также пути расширения модели автора. Изучается распространение привычек на использование определенных продуктов, а также изучаются характеристики этих привычек, учитывающие влияние психологического аспекта на поведение экономического агента. В данной работе рассматриваются «модель рационального максимизатора», модели, учитывающие влияние социальных и психологических факторов на принятие экономических решений агентами, общественное благосостояние и его компоненты, различия экономик по уровню участия в рыночном обмене. В представленном исследовании анализируется модель линейного города, лежащая в основе этой и других работ по данной тематике. Представленное исследование предлагает новый взгляд на описанные другими экономистами явления и оперирует не только теоретическими моделями, но и цифровыми решениями. Компьютерные технологии позволяют нам моделировать сложные экономические процессы там, где стандартные теоретические методы бессильны. Однако в этом же подходе кроется слабость данной работы: большое количество предпосылок, не имеющих детального теоретического обоснования, сужают область применения результатов исследования, тем самым нивелируя их полезность. Основной вывод заключается в том, что фирмам, конкурирующим на рынке формирования привычек, выгодно дифференцировать свой продукт максимально возможно с учетом структуры функции полезности потребителя. Представленное исследование включает в себя работы Теории потребительского поведения, модели Теории отраслевых рынков и Теории игр.

Литература:

1. Автономов, В. С. Человек в зеркале экономической теории. — М.: Наука, 1993. — 176 с.

2. Автономов, В. С. Модель человека в экономической науке. — СПб.: Экономическая школа, 1998. — 230с.

3. Дюсуше, О. М. Моделирование спроса и общественного благосостояния на рынке дифференцированного продукта // Экономический журнал ВШЭ. — 2000. — № 1. — С. 62–86.

4. Истратов, В. А. Концепции привычки в экономической теории и их пригодность для алгоритмизации// Журнал Новой экономической ассоциации. — 2019. — № 1 (41). — С. 34–66.

5. Михайлова, А. И., Сутулова, Ю. О. Тенденции развития потребительского поведения // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 11-2. — С. 270–275.

6. Почепский, О. Поведение потребителей: что это такое и какие социальные и психологические факторы влияют на принятие решения о покупке товаров и услуг // Клеверенс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/povedenie-potrebiteley-chto-eto-takoe-i-kakie-sotsialnye-i-psikhologicheskie-faktory-vliyayut-na-pri/ (дата обращения: 05.06.2023).

7. Рыжкова, М. В. Анализ методологических подходов в теории потребительского поведения // Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309. — № 4. — С. 207–212.

8. Украинцев, С. Е. Вкусовые привычки и предпочтения: истоки и возможные механизмы формирования // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2009. — № 1. — С. 73–77.

9. Bertino, M., Beauchamp, G. K., Engelman, K. Increasing dietary salt alters salt taste preference // Physiology &Behavior. — 1986. — No. 38 (2). — pp. 203–213. DOI: 10.1016/0031-9384(86)90155-1.

10. Loewenstein, G., O’Donoghue, T., Rabin, M. Projection Bias in Predicting Future Utility // The Quarterly Journal of Economics. — 2003. — Vol. 118. — Iss. 4. — pp. 1209–1248. DOI: 10.1162/003355303322552784.

11. Gardner, B., Rebar, A. L. Habit Formation and Behavior Change // Oxford Research Encyclopedia of Psychology.— 2019. — pp. 1–26. DOI: 10.1093/acrefore/9780190236557.013.129.

12. Hotelling, H. Stability in Competition // Economic Journal. — 1929. — Vol. 39. — No. 153. — pp. 41–57. DOI: 10.2307/2224214.

13. Klemperer, P. The Competitiveness of Markets with Switching Costs // The RAND Journal of Economics. — 1987. — Vol. 18. — No. 1. — pp. 138–150.

14. Maskin, E., Dasgupta, P. The Existence of Equilibrium in Discontinuous Economic Games, Part I (Theory) // Review of Economic Studies. — 1986. — Vol. 53. — No. 1. — pp. 1–26.

15. Moreno Okuno, A. T. Price competition in mixed strategies in markets with habit formation // EconoQuantum.— 2009. — No. 7 (1). — pp. 69–95. DOI: 10.18381/eq.v7i1.120.

16. Riskey, D. R., Parducci, A., Beauchamp, G. K. Effects of context in judgments of sweetness and pleasantness // Perception & Psychophysics. — 1979. — No. 26. — pp. 171–176. DOI: 10.3758/BF03199865.

1. Avtonomov, V. S. (1993). Man in the mirror of economic theory. — Moscow: Nauka. — 176 p. (In Russian).

2. Avtonomov, V. S. (1998). Model of a person in economic science. — St. Petersburg: Ekonomicheskaia shkola.— 230 p. (In Russian).

3. Dusuche, O. M. (2000). Modelirovanie sprosa i obshchestvennogo blagosostoianiia na rynke differentsirovannogo produkta [Modeling Demand and Public Welfare in the Market of Differentiated Product]. Economic Journal of the Higher School of Economics. No. 1, pp. 62–86 (In Russian).

4. Istratov, V. A. (2019). Kontseptsii privychki v ekonomicheskoi teorii i ikh prigodnost’ dlia algoritmizatsii [Concepts of habitus in economic theory and their suitability for algorithmization]. Journal of the New Economic Association. No. 1 (41), pp. 34–66 (In Russian).

5. Mikhaylova, A. I., Sutulova, Y.O. (2021). Tendentsii razvitiia potrebitel’skogo povedeniia [Tendences ofDevelopment of Potential Conduct]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. no. 11-2, pp. 270–275 (In Russian).

6. Pochepsky, O. (2021). Consumer behavior: what it is and what social and psychological factors influence the decision to buy goods and services. Cloverence. — Available at: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/ povedenie-potrebiteley-chto-eto-takoe-i-kakie-sotsialnye-i-psikhologicheskie-faktory-vliyayut-na-pri/ (accessed: 05.06.2023).

7. Ryzhkova, M. V. (2006). Analiz metodologicheskikh podkhodov v teorii potrebitel’skogo povedeniia [Analysis of methodological approaches in the theory of consumer behavior]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. Vol. 309, no. 4, pp. 207–212 (In Russian).

8. Ukraintsev, S. E. (2009). Vkusovye privychki i predpochteniia: istoki i vozmozhnye mekhanizmy formirovaniia [Taste habits and preferences: origins and possible mechanisms of formation]. Pediatriia. Zhurnal im. G.N. Speranskogo [Journal Pediatria named after G. N. Speransky]. no. 1, pp. 73–77 (In Russian).

9. Bertino, M., Beauchamp, G. K., Engelman, K. (1986). Increasing dietary salt alters salt taste preference. Physiology & Behavior. no. 38 (2), pp. 203–213. DOI: 10.1016/0031-9384(86)90155-1.

10. Loewenstein, G., O’Donoghue, T., Rabin, M. (2003). Projection Bias in Predicting Future Utility. The Quarterly Journal of Economics. Vol. 118, iss. 4, pp. 1209–1248. DOI: 10.1162/003355303322552784.

11. Gardner, B., Rebar, A. L. (2019). Habit Formation and Behavior Change. Oxford Research Encyclopedia of Psychology. Pp. 1–26. DOI: 10.1093/acrefore/9780190236557.013.129.

12. Hotelling, H. (1929). Stability in Competition. Economic Journal. Vol. 39, no. 153, pp. 41–57. DOI: 10.2307/2224214.

13. Klemperer, P. (1987). The Competitiveness of Markets with Switching Costs. The RAND Journal of Economics. Vol. 18, no. 1, pp. 138–150.

14. Maskin, E., Dasgupta, P. (1986). The Existence of Equilibrium in Discontinuous Economic Games, Part I (Theory). Review of Economic Studies. Vol. 53, no. 1, pp. 1–26.

15. Moreno Okuno, A.T. (2009). Price competition in mixed strategies in markets with habit formation. EconoQuantum. no. 7 (1), pp. 69–95. DOI: 10.18381/eq.v7i1.120.

16. Riskey, D. R., Parducci, A., Beauchamp, G. K. (1979). Effects of context in judgments of sweetness and pleasantness. Perception & Psychophysics. 26, pp. 171–176. DOI: 10.3758/BF03199865.

Дата поступления рукописи в редакцию: 11.06.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 19.07.2023.

В данной статье анализируется исследование (Moreno, 2010) Price competition in mixed strategies in markets with habit formation [15], посвященное расширению модели «линейного города» Хотеллинга. Основная идея данной работы сводится к формированию потребительских предпочтений на основе ретроспективы: больше люблю то, что уже пробовал. Авторами изучается влияние этой предпосылки на возможности и поведение конкурирующих на рынке дифференцированного продукта фирм, а также доказывает связанные с таким поведением тезисы, предлагая свой способ поиска равновесия. Исходя из проведенного в рамках данной работы исследования, основной вывод работы сводится к следующему: фирмы, конкурирующие по ценам на рынке формирования привычек, склонны максимально дифференцировать свой продукт.

Представленное исследование состоит из шести частей. Первая часть представляет собой теоретические основы проводимого исследования, следующие три части, составляющие основную часть работы, описывают авторскую позицию, далее приведены полученные результаты и заключительные положения работы, включающие в себя углубление предложений по рассматриваемой тематике. Отметим, что представленное авторами исследование базируется на понимании моделей Теории отраслевых рынков и Теории игр.

В психологии и экономике изучается такое явление человеческой природы, когда удовольствие от потребления продукта растет с каждым разом его потребления. Причем такие потребительские привычки распространяются не только на сами продукты, но и на их отдельные характеристики, чему находится экспериментальное подтверждение [9]. Вследствие ограниченности подобных исследований влияние привычек, формирующихся годами, остается малоизученным. Для лучшего понимания представленных процессов рассмотрим методологические подходы к теории потребительского поведения и, в частности, ортодоксальный взгляд неоклассической модели потребительского поведения [7], изложенный в исследованиях Автонова В.С., получившей название модели рационального максимизатора [1, 2], включающей в себя следующие характеристики:

Для Цитирования:
Мария Александровна Шапор, Любовь Михайловна Садовская, Современные подходы к количественной оценке формирования привычки на основе исследования потребительского спроса на примере работы Alejandro Tatsuo Moreno Okuno (2010) Price competition in mixed strategies in markets with habit formation. Международная экономика. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: