«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
(Л. Толстой)
Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский, писал: «…Учение есть труд, полный активности и мысли», — но именно активная (деятельная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при организации обучения, в том числе и специалистов на рабочем месте.
Повышение эффективности различного вида занятий — одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
История развития педагогических технологий показывает, что педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов. Первые педагоги-технологи были, по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне. Они, столкнувшись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.
Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии — гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Я. Коменский считал создание механизма обучения, назвав его «дидактической машиной». «Для дидактической машины, — писал он, — необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель — средства — правила их использования — результат» составляет ядро любой технологии.
В 1960-е гг. был введен термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У. Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся: