Миома матки в настоящее время является одним из самых распространенных в большинстве стран мира невоспалительных доброкачественных новообразований, частота встречаемости которой у женщин репродуктивного возраста составляет 30–35%, достигая максимального значения к 45–50 годам и становясь главной причиной гистерэктомии, к которой прибегают в 50–70% случаев [1, 10, 20, 23]. При этом количество женщин, подвергающихся оперативному лечению по поводу миомы матки, по данным многих авторов, постоянно растет [17, 28, 30]. Патогенез миомы матки до настоящего времени остается спорным и вызывает много вопросов, однако многие авторы рассматривают ее не как истинную опухоль, а как гормонально контролируемую гиперплазию мышечных элементов мезенхимального происхождения [24, 29, 32].
В связи с тем что достаточно большой процент миом приходится на репродуктивный возраст, предпочтение при выборе вида оперативного вмешательства для сохранения фертильности отдается органосохраняющим операциям [10, 20, 31, 33]. Однако следует отметить, что миомэктомия в техническом плане более сложная, и даже при наилучших условиях существует достаточно большой риск развития самого распространенного и тяжелого осложнения после органосохраняющих операций на матке — спаечного процесса и рубцовых изменений матки и других органов малого таза, что вызывает нарушения анатомо-топографических взаимоотношений органов малого таза, приводит к развитию выраженного болевого синдрома и трубно-перитонеального бесплодия [13, 24, 34–36]. При этом до 25% женщин, перенесших миомэктомию, в связи с рецидивированием заболевания и формированием спаечного процесса в малом тазу, особенно при множественных узлах, в дальнейшем нуждаются в гистерэктомии [17, 23].
В связи с этим проблема послеоперационной реабилитации пациенток, перенесших органосохраняющие операции на матке, является весьма актуальной, а поиск новых немедикаментозных методов для повышения адаптивных и резервных возможностей и неспецифической резистентности организма, нормализации системы гемостаза, центральной гемодинамики и периферической микроциркуляции, а также нормализации гормонального, иммунного, вегетативного и психоэмоционального статуса — перспективным направлением современной физиотерапии.