Конкурентоспособность — способность организаций производить товары или услуги с выгодным соотношением цены и качества, которое гарантирует хорошую прибыльность при одновременном достижении предпочтений клиентов по сравнению с другими конкурентами. Конкурентоспособность обеспечивает устойчивость и долговечность компании [3].
Конкурентоспособность также можно разделить на два типа:
Ценовая конкурентоспособность, то есть способность создавать и предлагать качественные товары и услуги по более низким ценам, чем у конкурентов.
Структурная конкурентоспособность, то есть способность навязывать свои продукты или услуги независимо от их цены, например благодаря их качеству, инновациям, сопутствующим услугам или имиджу бренда.
Конкурентоспособность может быть построена и измерена с учетом различных аспектов. Это означает, что для ее достижения компании необходимо разработать стратегию, которая предполагает постоянную оптимизацию различных факторов (рис. 1).
Ситуация на рынке во многом зависит от состояния и результатов конкуренции. Владельцы бизнеса придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон, чтобы оценить реальные возможности конкуренции и разработать меры и средства, с помощью которых компания могла бы повысить свою конкурентоспособность [1].
Конкурентоспособность компании определяется стабильностью ее положения на рынке, способностью производить продукцию, пользующуюся спросом, и получать целевые и стабильные конечные результаты.
Проблема повышения конкурентоспособности компании на международных рынках становится особенно актуальной. Необходимость выхода на внешние рынки и естественное ограничение рынков сбыта на внутреннем рынке требуют от компании поиска или создания конкурентных преимуществ, от которых зависит рост конкурентоспособности и эффективная деятельность на международных рынках.
Алгоритм определения и совершенствования конкурентоспособности в общем виде представлен на рисунке 2.
Вместе с тем в экономике сложилось мнение, что конкурентоспособность включает в себя ряд элементов, с помощью оценки которых можно управлять положением на рынке, на превосходство над конкурентами, в том числе: товар, ценообразование, маркетинг, сбытовая политика, финансы, кадровая политика [4].