В первую очередь данное суждение применимо к организациям первичной медико-санитарной помощи как приоритетного направления стратегического развития системы здравоохранения Российской Федерации [7].
В связи с этим целью исследования стала разработка критериев эффективности деятельности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Исследование проводилось на базе многопрофильной лечебно-профилактической организации Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская медико-санитарная часть № 5 Кировского района», в которой решение первоочередной задачи по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью в амбулаторных условиях обеспечивалось работой поликлинического подразделения, общей мощностью 720 посещений в смену.
В качестве основных исходных данных были использованы показатели Федеральной государственной статистической отчетности. В частности, на основании форм федерального государственного статистического наблюдения (ФГСН-17,30,62, П-4) были получены и проанализированы основные показатели медицинской деятельности лечебнопрофилактической организации в динамике за 6 лет (2008–2013 гг.). Кроме этого, были применены данные среднесрочных и долгосрочных программ в области развития здравоохранения Российской Федерации, получены и проанализированы мнения экспертов о необходимости разработки и реализации стратегии в медицинской организации.
Для достижения поставленной цели использовался комплекс современных социально-гигиенических и общенаучных методов: аналитический, статистический, социологический, экспертных оценок. Достоверность полученных результатов оценивалась при помощи метода множественной корреляции и регрессионного анализа.
В качестве методологической основы была применена Система сбалансированных показателей (ССП) [3], обеспечивающая всесторонний подход к объекту исследования.
В рамках применения данной концепции выбор критериев эффективности деятельности медицинской организации осуществлялся в четырех аспектах: «Финансы», «Пациенты», «Обучение и развитие», «Внутренние процессы» — и базировался на установлении причинно-следственной связи [1]. В связи с этим следует отметить, что под критерием мы понимали признак (показатель), на основе которого возможно проведение оценки или сравнения объектов или явлений.