По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные аспекты деятельности федеральной таможенной службы России в условиях введения санкций западными странами

Фисунов Сергей Алексеевич к.э.н., доцент кафедры Таможенного дела и Евразийской интеграции, РЭУ им. Г. В. Плеханова
Шапор Мария Александровна ст. преподаватель кафедры таможенного дела и Евразийской интеграции, РЭУ имени Г. В. Плеханова

В статье рассматриваются современные аспекты деятельности таможенной службы России и стран ЕАЭС в целом в условиях введения западных санкций. Целью настоящей статьи является исследование деятельности таможенной службы России в 2014–2015 годах. Важнейшей проблемой в современных условиях является поставка товаров в Россию через страны, входящие в Таможенный союз. Также по результатам проведенных автором исследований в работе выделяется целый ряд проблем, связанных с введением западных санкций, которые призвана решать таможенная служба. Важнейшим направлением исследования, проводимого в настоящей работе, является исследование динамики поступления таможенных платежей в бюджет РФ.

Литература:

1. Арчибасов И. М. Итоги и перспективы // Таможня — 2015-№ 6 (365). — C.16–22

2. Ахметов М. Г. Анализ внешнеторговых санкций против России: вызовы, угрозы, последствия год спустя. Международная торговля и торговая политика 2015 № 3 (3).

3. Бондарев С. А. Инвестиционное сотрудничество между странами — членами Содружества независимых государств. Международная торговля и торговая политика. 2008. № 2. С. 19–25.

4. Вавилова Е. В. Продовольственная безопасность России на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. — 2010. — № 7. С.28–34

5. Вериго С. А. Роль международного научно-технического сотрудничества в социально-экономическом развитии России // Экономика XXI века. 2010. № 1

6. Джабиев А. П. Таможенная служба России в условиях международных санкций: вызовы, угрозы и возможности их минимизации / Международная торговля и торговая политика. 2015. № 3 (3). С. 112–127.

7. Киселев А. С. О пользе дискуссии и важности переноса её положений в практику государственного управления // Проблемы современной экономики 2015 — № 3 (55)

8. Киктенко Е. А. Итоги и прогнозы // Таможня — 2015 — № 3 (365) — C.19 —

9. Кнобель А. А. Влияние санкций на Таможенный союз // Таможня — 2015 — № 3 (365) — C.73–87.

10. Материалы Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php (Дата обращения: 1.05.2015).

11. Родыгина Н. Ю., Фисунов С. А. Новые аспекты деятельности таможенных органов в условиях геополитического кризиса//Экономика и предпринимательство. — 2015.-№ 5 (ч.1) — С.1043–1047.

12. Родыгина Н. Ю., Фисунов С. А. Анализ деятельности таможенной службы в условиях расширения процессов евразийской интеграции и геополитического кризиса //Экономика и предпринимательство. — 2015.-№ 5 (ч.1) — С.348–352.

13. Родыгина Н. Ю., Фисунов С. А. Таможенно-тарифная политика России в условиях геополитического кризиса // Экономика и предпринимательство. — 2015.№ 9 (ч.1) — С.387–390.

14. Родыгина Н. Ю., Фисунов С. А. Роль ФТС во внешнеторговой деятельности России в период геополитического кризиса //Экономика и предпринимательство. — 2015.-№ 5 (ч.1) — С.397–399.

15. Родыгина Н. Ю., Фисунов С. А., Шапор М. А. Аналитика деятельности таможенной службы стран ЕАЭС с учетом современных реалий развития// Germany: Palmarium Publishing, 2015.

16. Фисунов С. А. Отраслевые аспекты развития российского экспорта. Лизинг. 2011. № 11. С. 39–42

17. Худоренко Е. А., Назарова Е. А., Черевык К. А. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2015. № 1. С. 124–127.

1. Archibasov I.M. Itogi i perspektivy [Results and prospects] // Tamozhnia [Customs]. – 2015 – No. 6 (365). - P. 16-22. (In Russ.)

2. Akhmetov M.G. Analiz vneshnetorgovykh sanktsii protiv Rossii: vyzovy, ugrozy, posledstviia god spustia [Analysis of foreign trade sanctions against Russia: challenges, threats, consequences a year later]. Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy] 2015 No. 3 (3). (In Russ.)

3. Bondarev S.A. Investitsionnoe sotrudnichestvo mezhdu stranami – chlenami Sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv [Investment cooperation between countries - members of the Commonwealth of Independent States]. Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy]. 2008. No. 2. P. 19-25. (In Russ.)

4. Vavilova E.V. Prodovolstvennaia bezopasnost Rossii na sovremennom etape [Food security of Russia at the present stage] // Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy]. – 2010. – No. 7. P. 28-34. (In Russ.)

5. Verigo S.A. Rol mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v sotsialno-ekonomicheskom razvitii Rossii [The role of international scientific and technical cooperation in the socio-economic development of Russia] // Ekonomika XXI veka [Economics of the XXI Century]. 2010. No. 1. (In Russ.)

6. Dzhabiev A.P. Tamozhennaia sluzhba Rossii v usloviiakh mezhdunarodnykh sanktsii: vyzovy, ugrozy i vozmozhnosti ikh minimizatsii [The Customs Service of Russia under international sanctions: challenges, threats and opportunities to minimize them] / Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy]. 2015. No. 3 (3). P. 112-127. (In Russ.)

7. Kiselev A.S. O polze diskussii i vazhnosti perenosa ee polozhenii v praktiku gosudarstvennogo upravleniia [On the benefits of the discussion and the importance of transferring its provisions to the practice of public administration] // Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economy] 2015 - No. 3 (55). (In Russ.)

8. Kiktenko E.A. Itogi i prognozy [Results and forecasts] // Tamozhnia [Customs]. – 2015 - No. 3 (365) - P.19. (In Russ.)

9. Knobel A.A. Vliianie sanktsii na Tamozhennyi soiuz [The impact of sanctions on the Customs Union] // Tamozhnia [Customs]. - 2015 - No. 3 (365) - P. 73-87. (In Russ.)

10. Materials of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource]. Available at: http://customs.ru/index.php (accessed: 01.05.2015). (In Russ.)

11. Rodygina N.Iu., Fisunov S.A. Novye aspekty deiatelnosti tamozhennykh organov v usloviiakh geopoliticheskogo krizisa [New aspects of the activities of customs authorities in the context of the geopolitical crisis] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. - 2015. - No. 5 (part 1) - P. 1043-1047. (In Russ.)

12. Rodygina N.Iu., Fisunov S.A. Analiz deiatelnosti tamozhennoi sluzhby v usloviiakh rasshireniia protsessov evraziiskoi integratsii i geopoliticheskogo krizisa [Analysis of the activities of the customs service in the context of the expansion of the processes of Eurasian integration and the geopolitical crisis] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. – 2015. - No. 5 (Part 1) – P. 348-352. (In Russ.)

13. Rodygina N.Iu., Fisunov S.A. Tamozhenno-tarifnaia politika Rossii v usloviiakh geopoliticheskogo krizisa [Customs and tariff policy of Russia in the context of the geopolitical crisis] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. - 2015. - No. 9 (part 1) - P. 387-390. (In Russ.)

14. Rodygina N.Iu., Fisunov S.A. Rol FTS vo vneshnetorgovoi deiatelnosti Rossii v period geopoliticheskogo krizisa [The role of the Federal Customs Service in Russia's foreign trade activities during the geopolitical crisis] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. – 2015. – No. 5 (Part 1) – P. 397-399. (In Russ.)

15. Rodygina N.Iu., Fisunov S.A., Shapor M.A. Analitika deiatelnosti tamozhennoi sluzhby stran EAES s uchetom sovremennykh realii razvitiia [Analytics of the activities of the customs service of the EAEU countries, taking into account modern realities of development]// Germany: Palmarium Publishing, 2015. (In Russ.)

16. Fisunov S.A. Otraslevye aspekty razvitiia rossiiskogo eksporta [Industry aspects of the development of Russian exports]. Lizing [Leasing]. 2011. No. 11. P. 39-42. (In Russ.)

17. Khudorenko E.A., Nazarova E.A., Cherevyk K.A. Problemy integratsii na postsovetskom prostranstve [Problems of integration in the post-Soviet space] // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO [Economics, Statistics and Informatics. UMO Bulletin]. 2015. No. 1. P. 124-127. (In Russ.)

В современных условиях геополитического кризиса и введения антироссийских санкций наметились существенные изменения и противоречия в деятельности таможенных органов стран ЕАЭС. Именно этим аспектам, связанным с изменениями условий в деятельности таможенных органов, и планируется посвятить настоящую статью.

Ситуация, которая сложилась в стране из-за введения санкций, непростая. Наряду с задачей по удержанию объема по перечислению средств в госбюджет при активной политике импортозамещения, российским таможенникам приходится сталкиваться с новой проблемой — лжетранзитом. Как только Россия ввела запрет на ряд западных товаров, резко возрос импорт из третьих стран, которые ранее никогда не были в первых рядах, торгующих с Россией. Например, Норвегия, импорт товаров из которой был запрещен в августе этого года. Как только эмбарго в отношении этой страны начало действовать, в Россию началась поставка рыбной продукции из Гренландии или Фарерских островов, но производится ли рыбная продукция в таких количествах в этих странах — большой вопрос. Андрей Бельянинов считает, что лжетранзит — одна из главных проблем, с которой таможенники борются для предотвращения появления в российских магазинах товаров, произведенных на Западе. ФТС зафиксировала значительный рост импорта товаров в страну Таможенного союза, которые подпадают под санкции. Уже оттуда эти товары могут бесконтрольно ввозиться в Россию, поскольку уже находятся в рамках единого экономического пространства1.

В частности, в Казахстан и Белоруссию везут плодоовощную продукцию из Польши, Греции, Испании, куриные окорочка из США, Германии, Нидерландов, а из Германии, Финляндии и Латвии ввозят сыры, сметану и масло. По сообщению главы ФТС, в последнее время вырос импорт фруктов из Сербии, Украины, Македонии и других стран, соседствующих с Европейским союзом. В частности, объем ввоза персиков из Сербии летом вырос в 3,8 раза, из Украины — в 4,5 раза, а из Турции — в 72 раза. В общей сложности с момента введения санкций таможенники задержали около 700 партий товаров общим весом более 18 тысяч тонн. Но сложнее всего соблюдать режим санкций на границе с Украиной. Отсутствие диалога между таможенными ведомствами России и Украины привело к тому, что сегодня свободно могут ввозиться товары, которые не являются украинской продукцией2.

Для Цитирования:
Фисунов Сергей Алексеевич, Шапор Мария Александровна, Современные аспекты деятельности федеральной таможенной службы России в условиях введения санкций западными странами. Лизинг. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: