В современных условиях геополитического кризиса и введения антироссийских санкций наметились существенные изменения и противоречия в деятельности таможенных органов стран ЕАЭС. Именно этим аспектам, связанным с изменениями условий в деятельности таможенных органов, и планируется посвятить настоящую статью.
Ситуация, которая сложилась в стране из-за введения санкций, непростая. Наряду с задачей по удержанию объема по перечислению средств в госбюджет при активной политике импортозамещения, российским таможенникам приходится сталкиваться с новой проблемой — лжетранзитом. Как только Россия ввела запрет на ряд западных товаров, резко возрос импорт из третьих стран, которые ранее никогда не были в первых рядах, торгующих с Россией. Например, Норвегия, импорт товаров из которой был запрещен в августе этого года. Как только эмбарго в отношении этой страны начало действовать, в Россию началась поставка рыбной продукции из Гренландии или Фарерских островов, но производится ли рыбная продукция в таких количествах в этих странах — большой вопрос. Андрей Бельянинов считает, что лжетранзит — одна из главных проблем, с которой таможенники борются для предотвращения появления в российских магазинах товаров, произведенных на Западе. ФТС зафиксировала значительный рост импорта товаров в страну Таможенного союза, которые подпадают под санкции. Уже оттуда эти товары могут бесконтрольно ввозиться в Россию, поскольку уже находятся в рамках единого экономического пространства1.
В частности, в Казахстан и Белоруссию везут плодоовощную продукцию из Польши, Греции, Испании, куриные окорочка из США, Германии, Нидерландов, а из Германии, Финляндии и Латвии ввозят сыры, сметану и масло. По сообщению главы ФТС, в последнее время вырос импорт фруктов из Сербии, Украины, Македонии и других стран, соседствующих с Европейским союзом. В частности, объем ввоза персиков из Сербии летом вырос в 3,8 раза, из Украины — в 4,5 раза, а из Турции — в 72 раза. В общей сложности с момента введения санкций таможенники задержали около 700 партий товаров общим весом более 18 тысяч тонн. Но сложнее всего соблюдать режим санкций на границе с Украиной. Отсутствие диалога между таможенными ведомствами России и Украины привело к тому, что сегодня свободно могут ввозиться товары, которые не являются украинской продукцией2.