По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2

Современное состояние станционных устройств сигнализации, централизации и блокировки Республики Узбекистан

Болтаев С.Т. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, E-mail: boltaev@gmail.com

Приведена оценка современного состояния станционных устройств сигнализации, централизации и блокировки в Республике Узбекистан. Рассмотрен опыт модернизации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на линии Санкт-Петербург–Москва. Проведен анализ структуры и функций систем автоматизации и управления раздельными пунктами высокоскоростных магистралей на зарубежных железных дорогах. Представлен анализ теоретических исследований и особенностей построения систем управления при внедрении высокоскоростного движения.

Литература:

1. Раматов А.Ж. «Ўзбекистон темир йўллари»: Акцент на качество / А.Ж. Раматов// Евразия Вести. – 2009. – №11. – С. 6–11.

2. Никитин А.Б., Болтаев С.Т. Оценка состояния инфраструктуры железнодорожной автоматики и телемеханики Узбекистана для введения высокоскоростного движения / А.Б. Никитин, С.Т. Болтаев // Автоматика на транспорте. – 2015. – Том 1. – № 3. – С. 51–70.

3. Концепция развития скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов в Узбекистане, участок Ташкент-Самарканд / Головной проектно-изыскательский институт по транспорту ОАО "Boshtransloyiha". – Ташкент: ГАЖК «УТЙ», 2010. – 89 с.

4. Анализ работы СЖАТ на железных дорогах ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» за период 2011-2014 гг. – Ташкент: ГАЖК «УТЙ», 2014. – 25 с.

5. Никитин А.Б., Болтаев С.Т. Обеспечение безопасности на станционных переездах при организации высокоскоростного движения на действующих линиях / А.Б. Никитин, С.Т. Болтаев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – СПб.: ПГУПС, 2016. – № 2. – С. 206-214.

6. Мёллер Д. Лекция № 11 «Системы железнодорожной автоматики и связи» / Д. Мёллер. – М.: МИИТ, 20.02.2015. – 87 с.

7. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира: учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / Пер. с англ.; под ред. Г. Теега, С. Власенко. – М.: Интекст, 2010. – 496 с.

8. http://www.radioavionica.ru/about/

9. Высокоскоростной железный транспорт. Общий курс: В 2 т. / И. П. Киселев и др.; под ред. И.П. Киселева. – М.: УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте, 2014.   – Т.1.  – 308 с.

Железнодорожный транспорт играет особую роль для повышения роста экономики в Республике Узбекистан. С начала 2012 года общая протяженность сети железных дорог АО «УТЙ» составляет более 4600 км, из них электрифицировано около 792,4 км железных дорог общего пользования. Техническое оснащение автоблокировкой составляет – 54,6%, бесстыковыми путями – 55,8%, средствами диспетчерской централизации – 43% [1].

В настоящее время на железных дорогах Узбекистана эксплуатируются следующие системы интервального регулирования движением поездов (ИРДП) [1]:

  • электрожезловая система (оборудовано 242 км);
  • полуавтоматическая блокировка (оборудовано 1815 км, как правило, дополняется контролем путевых участков посредством коротких рельсовых цепей или счетчиков осей – 1686 км);
  • автоблокировка (импульсно-проводная АБ, протяженность - 1159 км, числовая кодовая АБ, протяженность - 912 км).

На начало 2015 г. на железных дорогах Республики Узбекистан находилось в эксплуатации 273 раздельных пункта с путевым развитием, в том числе грузовых и технических станций – 35, сортировочных – 7, участковых – 26, промежуточных – 164, разъездов – 41.

В настоящее время техническая оснащенность компании АО «УТЙ» станционными устройствами сигнализации и связи характеризуется применением устройств:

  • ключевой зависимости, оборудовано 12 станций;
  • электрической централизации стрелок и сигналов релейного типа, оборудовано 235 станций (УЭЦ-М, БМРЦ, МРЦ, ЭЦ12-03 и т.п.);
  • микропроцессорной электрической централизации стрелок и сигналов, оборудовано 26 станций (МПЦ-И НПЦ «Промэлектроника», Россия; Ebilock-950, ООО «Бомбардье Транспортейшн Сигнал»).

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог в одном уровне являются наиболее сложными и опасными элементами транспортной сети и оказывают существенное влияние на эффективность эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта в целом [2].

Для Цитирования:
Болтаев С.Т., Современное состояние станционных устройств сигнализации, централизации и блокировки Республики Узбекистан. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: