Железнодорожный транспорт играет особую роль для повышения роста экономики в Республике Узбекистан. С начала 2012 года общая протяженность сети железных дорог АО «УТЙ» составляет более 4600 км, из них электрифицировано около 792,4 км железных дорог общего пользования. Техническое оснащение автоблокировкой составляет – 54,6%, бесстыковыми путями – 55,8%, средствами диспетчерской централизации – 43% [1].
В настоящее время на железных дорогах Узбекистана эксплуатируются следующие системы интервального регулирования движением поездов (ИРДП) [1]:
- электрожезловая система (оборудовано 242 км);
- полуавтоматическая блокировка (оборудовано 1815 км, как правило, дополняется контролем путевых участков посредством коротких рельсовых цепей или счетчиков осей – 1686 км);
- автоблокировка (импульсно-проводная АБ, протяженность - 1159 км, числовая кодовая АБ, протяженность - 912 км).
На начало 2015 г. на железных дорогах Республики Узбекистан находилось в эксплуатации 273 раздельных пункта с путевым развитием, в том числе грузовых и технических станций – 35, сортировочных – 7, участковых – 26, промежуточных – 164, разъездов – 41.
В настоящее время техническая оснащенность компании АО «УТЙ» станционными устройствами сигнализации и связи характеризуется применением устройств:
- ключевой зависимости, оборудовано 12 станций;
- электрической централизации стрелок и сигналов релейного типа, оборудовано 235 станций (УЭЦ-М, БМРЦ, МРЦ, ЭЦ12-03 и т.п.);
- микропроцессорной электрической централизации стрелок и сигналов, оборудовано 26 станций (МПЦ-И НПЦ «Промэлектроника», Россия; Ebilock-950, ООО «Бомбардье Транспортейшн Сигнал»).
Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог в одном уровне являются наиболее сложными и опасными элементами транспортной сети и оказывают существенное влияние на эффективность эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта в целом [2].