По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.331

Современное состояние системы тягового электроснабжения переменного тока напряжением 25 кВ

Парфианович А.П. Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: parfianovich@yandex.ru

Изложен приведенный анализ показателей работы системы тягового электроснабжения, современных технологий, направленных на выполнение графика движения поездов и схем распределительных устройств тяговых подстанций.

Литература:

1. Свод правил. Тяговое электроснабжение железной дороги: разработан ОАО «ВНИИЖТ»: Введ. 2014. 12.01. – М., Изд-во ВНИИЖД. – 85 с.

2. Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока: пат. РФ № 2478049, МПК B60M 3/00 / Н.П. Григорьев, А.А. Крикун; заявитель и патентообладатель ФГБОУВПО ДВГУПС (РФ). №2011129592; заявл. 15.07.2011; опубл. 27.03.2013.

3. Ли В.Н. Автоматизация оперативного мониторинга участков железных дорог / В.Н. Ли, А.К. Пляскин, М.Ю. Кейно // Наука, творчество и образование в области электроснабжения – достижения и перспективы: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием представителей производства, ученых транспортных вузов и инженерных работников (11–12 ноября 2010). – В 6 т. – Хабаровск: ДВГУПС, 2010. – С. 131–136.

4. Ли В.Н. Информационные технологии в автоматизированной системе мониторинга инфраструктуры железной дороги / В.Н Ли., П.С. Пинчуков, М.Ю. Кейно и др. // Информационные технологии. – М.: Транспорт Российской Федерации, 2011. – № 3 (34). – С. 58–61.

5. Система электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ: пат. РФ № 2552572: МПК В60М 3/02, H02J 3/00 (2006.01) / Н.П. Григорьев, А.В. Воприков; заявитель и патентообладатель ФГБОУВПО ДВГУПС – № 2014107628/11: заявл. 27.02.2014; опубл. 10.06.2015.

6. Герман Л.А. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока: монография // Л.А. Герман, В.Л. Герман. – М.: Изд-во МГУПС, 2014. – 173 с.

7. Григорьев Н.П. Снижение потерь электрической энергии в силовых трансформаторах тяговых подстанций 25 кВ / Н.П. Григорьев, А.П. Парфианович, А.В. Воприков // Научно-техническое и социально-экономическое сотрудничество стран АТР в ХХI веке: тр. Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи с междунар. участием. В 2 т. Т. 1. Под ред. С.А. Кудрявцева (Хабаровск, 18–21 апреля 2017 года). – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. – С. 46–50.

8. Инструкция по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. – утв. приказом Минэнерго РФ от 30 декабря 2008 г. № 326.

9. Григорьев Н.П. Управление потерями электрической энергии в силовых трансформаторах тяговых подстанций / Н.П. Григорьев, А.П. Парфианович, А.А. Вукотич // Математическое и экспериментальное моделирование физических процессов: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции / под науч. ред. М.В. Кандели. – Биробиджан: Изд-во Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема, 2017. – С. 132–139.

10. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Переключения в электроустановках: ГОСТ Р 55608-2013. – Введ. 2013-09-06. – М.: Стандартинформ, 2014. – 78 с.

11. Инструкция по переключениям в электроустановках. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 96 с.

12. Григорьев Н.П. Повышение срока службы изоляции обмоток силовых трансформаторов при реконструкции тяговых подстанций переменного тока 25 кВ / Н.П. Григорьев, А.В. Воприков, А.П. Парфианович // Электротехника. – 2016. – № 2. – С. 45–49.

13. Тер-Оганов Э.В. Электроснабжение железных дорог: учеб. для студентов у-та УрГУПС / Э.В. Тер-Оганов, А.А. Пышкин. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. – 432 с.

14. Правила устройства электроустановок: ПУЭ 7-е изд. утв. Приказом № 204 Минэнерго РФ 8 июля 2002 г.

Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ предусматривает увеличение эффективности работы железных дорог путем повышения весовых норм и увеличения скорости движения поездов, которые позволят обеспечить выполнение запланированных объемов перевозок грузов и снижение времени прохождения участков.

Энергетическая стратегия холдинга «РЖД» определила повышение энергетической эффективности обществ, входящих в его состав, во всех сферах деятельности, и в первую очередь в области железнодорожных перевозок на основе внедрения как инновационных технических средств и технологий, так и использования потенциала повышения энергетической эффективности технологических процессов.

Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года предусматривает повышение эффективности функционирования системы тягового электроснабжения посредством модернизации продления срока эксплуатации дорогостоящего оборудования, сокращения удельных затрат на его обслуживание и др.

Показатели перевозочного процесса на 2016 г. составляют грузооборот в объеме 2342 млрд т-км, что на 1,6% больше по отношению к 2015 г. и пассажирооборот – 124,5 млрд пасс.-км, что на 3,4% больше по сравнению с 2015 г.

На тягу поездов расходуется более 85 % электроэнергии, потребляемой ОАО «РЖД», что суммарно в условном исчислении составляет почти три четверти от потребления всех видов топливноэнергетических ресурсов (ТЭР).

По минимальному варианту в 2030 г. прогнозируется грузооборот в объеме 3050 млрд т-км, пассажирооборот превысит 202 млрд пасс.-км; по максимальному варианту к 2030 г. грузооборот достигнет 3300 млрд т-км, пассажирооборот превысит 231 млрд пасс.-км. Увеличение грузовых и пассажирских перевозок приведет к повышению потребления и соответственно потерям электрической энергии. Следовательно, в ближайшей перспективе актуальность разработки мероприятий, направленных на снижение потерь электрической энергии, будет еще значимее.

В руководящих документах [1] уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава (ЭПС) должен быть не менее 21 кВ и не более 29 кВ при переменном токе. Расчетное напряжение на токоприемниках ЭПС (среднее значение за 3 мин.) должно быть не менее 21 кВ при переменном токе. На участках с максимальной скоростью движения пассажирских поездов свыше 160 км/ч напряжение на токоприемнике локомотива пассажирского поезда (среднее значение за 1 мин.) определяется без учета одновременного пропуска соединенных поездов, которое должно быть не ниже 24 кВ при переменном токе. Поэтому регулирование напряжения в тяговой сети является актуальной задачей.

Для Цитирования:
Парфианович А.П., Современное состояние системы тягового электроснабжения переменного тока напряжением 25 кВ. Главный энергетик. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: