Вернёмся чуть назад — к арматуре, в которой утолщения представлены в виде резьбы. Такую арматуру впервые предложили немцы в 60 г прошлого столетия. Резьба была однозаходная и арматура получила широкое распространение — плюсы — повышенное сцепление с бетоном, равномерное растяжение по всей длине, оправданные затрат для повышения качества ЖБ изделий.
Но у нас пошли дальше — предложили резьбу двух и трёхзаходные. У меня сразу возник, не здоровый интерес, а что эти «редиски» бюргеры настолько тупые, что не могли додуматься до 2 и 3 заходов? Только мы можем подковать блоху, а не изготовить её.
Давайте вернёмся к теории 2–3-заходной арматуры. Представим, что мы сделали N — число резьб и увеличили до бесконечности, то это будет тончайшие пластины вдоль арматуры, которые не пропускают, между собой, бетон и будут прижаты к основному диаметру во время уплотнения (вибрация), а далее мы будем уменьшать число заходов и качество арматуры будет улучшаться и, как ни странно, 1 заход будет самым лучшим. Когда мы к одному заходу прибавляем ещё один, то шаг резьбы увеличивается, а значит гайка за один оборот передвигается по арматуре более и при раскручивании тоже самое (раскручивание более интенсивно), чем круче резьба, тем большее усилие требуется для гайки для её перемещения. К тому же, учтите, что гайку вы изготавливали под резьбу арматуры в ненапряженном положении, а когда её натянули (арматуру), то резьба изменяет шаг, и если арматуру не натягивать, то вариант-электросварка и муфта с опрессовкой.
Когда стали соединять арматуру муфтами, а особенно, когда появилась арматура с резьбой, этот метод покорил всех строителей. Но вначале большую ложку дёгтя в эту технологию.
Здесь не упомянуто — это обычный ЖБ или преднапряжённый, а именно здесь и кроется «дьявол в деталях» Если в обычном ЖБ наличие гаек обосновано — выбирается слабина в резьбе, то совсем другое дело, соединение такой арматуры в преднапряжённом железобетоне.
Варианты. Мы затягиваем гайки до натяжения арматуры, она растягивается по всей длине, гайка отходит от муфты и никак не влияет на резьбу внутри муфты. Если же мы, всё-таки, пробуем затянуть гайку и выбрать зазор между гайкой и муфтой, то должны перекреститься, вспомнив, что работа на натянутой арматуре категорически запрещена. Ведь арматура уже натянута до 85% от предела текучести и если, даже, мы прижмём гайку к муфте, то это ещё более натянет арматуру в месте, между муфтой и гайкой и возможем обрыв арматуры со всеми не хорошими последствиями.