По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современное состояние компетентностного подхода в российском образовании

Гейн Александр Георгиевич профессор Института математики и компьютерных наук ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», профессор, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19., E-mail: a.g.gein@urfu.ru

В статье рассматривается роль когнитивных компетенций в профессиональном становлении выпускника школы и вуза и намечены пути развития этих компетенций.

Литература:

1. Аронов А.М. О понятии «математическая компетентность» / А.М. Аронов, О.В. Знаменская // Вестн. Моск. ун-та, сер. ХХ. Педагогическое образование. — 2010. — № 4. — С. 31–43.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 5.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. — М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

5. Модель системы образования России в перспективе 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко и др. // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. — С. 4–9.

6. Пиаже Ж. Логика и психология / Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С. 567–612.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.

8. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения: 19.10.2012).

9. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И.Д. Фрумин // Пути развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. — Красноярск: Красноярский университет, 2003. — С. 33–56.

10. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) / А.В. Хуторской. Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eidos.ru/ journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 27.11.2012).

11. Gein A.G. Metacognitive Invariants as Psychological-Pedagogical Factors of Training / A.G. Gein, V.P. Nekrasov // Universal Journal of Educational Research. — Vol. 1. — № 2 (2013). — Р. 128–132.

12. Hutmacher W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. — Strasburg, 1997.

В ведение в действие ФГОС ВПО, а затем и ФГОС ВО (так называемый стандарт «три плюс») является не просто экстенсивным развитием системы высшего образования, а принципиально изменяет его целевые установки и, как следствие, его парадигмальную основу. Одно из базисных положений этих ФГОС состоит в том, что существовавшая долгое время традиционная знаниевая парадигма уступила место компетентностной парадигме. В терминах компетенций и компетентностей формулируются его результаты. Рассмотрим, однако, как понимаются компетентности в европейском образовании — там, откуда они пришли.

Отправной точкой теории компетенций в большинстве исследований послужила классификация, предложенная в 1984 году Дж. Равеном [7], понимающим компетентность специалиста как совокупность соответствующих компетенций. И хотя сам Дж. Равен говорит, что некоторые компоненты компетентности относятся к когнитивной сфере [7, с. 253], формулировки 37 компетенций, приведенные им [7, с. 281–296], описывают их в первую очередь как социальноличностные характеристики.

Столь значительное число выделенных компетенций представляет академический интерес, но практически неконструктивно. И в 1996 году Совет Европы сформулировал пять ключевых компетенций, наличие которых у выпускника и есть цель образования:

«1) Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, играть роль в управлении и улучшении демократических институтов.

2) Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе.

3) Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые необходимы для работы и социальной жизни до такой степени, что те, кому их не хватает, отныне подвержены угрозе социальной изоляции; в этом же плане общения все большее значение приобретает овладение более чем одним языком.

4) Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; овладение этими технологиями, понимание их применения, достоинства и недостатки, способность к критическому осмыслению в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламодателей.

Для Цитирования:
Гейн Александр Георгиевич, Современное состояние компетентностного подхода в российском образовании. Ученый совет. 2015;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: