Интраназальный способ доставки лекарственных средств позволяет достичь значительных результатов в терапии. Прежде всего это обусловлено наличием развитой сосудистой сети и высокой проницаемостью оболочек носовой полости, отсутствием эффекта первого прохождения через печень, защитой препарата от агрессивного воздействия желудочно-кишечного тракта, высокой биодоступностью, быстротой развития системного эффекта, а также удобством и легкостью применения, следовательно, высокой комплаентностью [10]. На сегодняшний день фармацевтическая промышленность выпускает достаточно ограниченное количество лекарственных форм, предназначенных для интраназального использования [3]. К ним можно отнести капли, спреи, аэрозоли, мази (гели, собственно мази, кремы, линименты).
Интраназальные лекарственные формы представляют большой интерес для фармацевтической отрасли не только с технологической, но и с экономической точки зрения. Постепенное расширение рынка интраназальных лекарственных средств в Российской Федерации и стремительное за рубежом обусловлено ростом спроса на альтернативные способы доставки медикаментов; увеличением внимания к педиатрическим и гериатрическим пациентам; ростом потребностей в легком администрировании; повышением спроса на медицинские технологии, позволяющие оказывать медицинскую помощь на дому; распространением практики самообслуживания в области здравоохранения. Другие факторы, влияющие на этот рынок, включают в себя активное исследование, разработку и внедрение новых технологий и устройств доставки лекарств, попытки увеличения скорости достижения терапевтического эффекта, перевод некоторых пероральных препаратов в интраназальные лекарственные формы [5].
Анализ данных Государственного реестра лекарственных форм показал, что на 2022 г. в реестре представлено 10 торговых наименований лекарственных средств в виде интраназальных лекарственных форм. Основные из них перечислены в табл. 1.
Дополнительным этапом исследования было изучение стран-производителей. Данные представлены в табл. 2.