По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современное состояние и влияние COVID-19 на цифровое высшее образование в Германии

Олаф Завацки-Рихтер https://doi.org/10.1002/hbe2.238

В настоящем исследовании рассматриваются последствия пандемии COVID-19 для преподавания и обучения в университетах Германии. Показано, что практика экстренного дистанционного обучения 2020 г. в онлайн-перспективе приведёт к ускорению цифровизации преподавания и обучения. В свете состояния цифрового высшего образования в Германии и международного опыта в области дистанционного образования, а также организационных структур поддержки представлены результаты лонгитюдного исследования поведения студентов в использовании медиа. До вспышки COVID-19 принятие электронных средств обучения несколько снижалось, и теперь можно предположить, что спрос на цифровые предложения будет, скорее, расти. Несмотря на некоторую негативную реакцию, можно предположить, что нынешняя ситуация окажет положительное влияние на цифровые инновации в преподавании университетов Германии из-за давления кризиса, большой приверженности многих преподавателей и повышенных ожиданий.

Международная Ассоциация университетов в Париже недавно опубликовала доклад о влиянии COVID-19 на исследования, преподавание и управление университетами во всём мире (Marinoni, van't Land, & Jensen, 2020). В марте и апреле 2020 г. были опрошены университеты в 111 странах. На пике локаута в Европе 85 % европейских университетов заявили, что дистанционное обучение заменит учебные программы, 12 % готовили решения, в то время как 3 % университетов планировали полностью отменить занятия.

В настоящей статье мы рассмотрим ситуацию с высшим образованием в Германии. Внезапно и совершенно неожиданно онлайнобучение и преподавание теперь вошли в мейнстрим высшего образования. В условиях пандемии коронавируса преподавание принудительно переносится из статус-кво — в цифровой мир, не будучи хорошо подготовленным к нему, как писал Майкл Керрес (2020 в эссе о Германии он излагает это в двух словах: «никаких управленческих стратегий, никакой подготовки учителей, никаких дебатов о технологическом дизайне или политике, никаких споров о плюсах и минусах — мы просто делаем это» (стр. 1).

Удивительно, когда, например, в университете среднего размера с 15 000 студентов система видео-конференц-связи выходит из строя, когда только персонал работает в своём домашнем офисе во время «аварийной операции» в весенние каникулы. Затем университеты приложили огромные усилия за очень короткое время, чтобы сделать возможным проведение онлайн летнего семестра 2020 г. Были сделаны инвестиции в технически стабильную инфраструктуру. Многие преподаватели приложили массу усилий для создания онлайн-модулей, записи интерактивных видеороликов, разработки учебных материалов и тестов, создания учебных путей, модерирования форумов и проведения часов консультаций с помощью видео-конференц-связи. Внезапно система управления обучением больше не используется только для управления курсами или как место для проведения чтений и презентаций, но на самом деле она используется как среда обучения. Однако есть также примеры курсов, в которых 90-минутная лекция, включающая 70 слайдов, передаётся 1:1 по видео или в которых преподаватели встречаются со своими студентами в синхронизированной обстановке в зале видеоконференций в обычные часы занятий.

Для Цитирования:
Олаф Завацки-Рихтер, Современное состояние и влияние COVID-19 на цифровое высшее образование в Германии. Ректор ВУЗа. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: