Международная Ассоциация университетов в Париже недавно опубликовала доклад о влиянии COVID-19 на исследования, преподавание и управление университетами во всём мире (Marinoni, van't Land, & Jensen, 2020). В марте и апреле 2020 г. были опрошены университеты в 111 странах. На пике локаута в Европе 85 % европейских университетов заявили, что дистанционное обучение заменит учебные программы, 12 % готовили решения, в то время как 3 % университетов планировали полностью отменить занятия.
В настоящей статье мы рассмотрим ситуацию с высшим образованием в Германии. Внезапно и совершенно неожиданно онлайнобучение и преподавание теперь вошли в мейнстрим высшего образования. В условиях пандемии коронавируса преподавание принудительно переносится из статус-кво — в цифровой мир, не будучи хорошо подготовленным к нему, как писал Майкл Керрес (2020 в эссе о Германии он излагает это в двух словах: «никаких управленческих стратегий, никакой подготовки учителей, никаких дебатов о технологическом дизайне или политике, никаких споров о плюсах и минусах — мы просто делаем это» (стр. 1).
Удивительно, когда, например, в университете среднего размера с 15 000 студентов система видео-конференц-связи выходит из строя, когда только персонал работает в своём домашнем офисе во время «аварийной операции» в весенние каникулы. Затем университеты приложили огромные усилия за очень короткое время, чтобы сделать возможным проведение онлайн летнего семестра 2020 г. Были сделаны инвестиции в технически стабильную инфраструктуру. Многие преподаватели приложили массу усилий для создания онлайн-модулей, записи интерактивных видеороликов, разработки учебных материалов и тестов, создания учебных путей, модерирования форумов и проведения часов консультаций с помощью видео-конференц-связи. Внезапно система управления обучением больше не используется только для управления курсами или как место для проведения чтений и презентаций, но на самом деле она используется как среда обучения. Однако есть также примеры курсов, в которых 90-минутная лекция, включающая 70 слайдов, передаётся 1:1 по видео или в которых преподаватели встречаются со своими студентами в синхронизированной обстановке в зале видеоконференций в обычные часы занятий.