В России производятся в основном универсальные двухоперационные роторные грабли, которые после переналадки работают в режиме ворошения и сгребания. Они выполняют технологические операции ворошения скошенной массы в прокосах, сгребание в валки, оборачивания, сдваивания валков и их разбрасывания. Технические характеристики применяемых в хозяйствах граблей представлена в таблице 1 [1–3].
Направление развития зарубежных валкообразователей определяется их специализацией под определенную технологию, конкретный уборочный агрегат, под планируемую урожайность и состояние поверхности поля. В зависимости от этого принимается решение о применении типа граблей.
Технические характеристики валкообразователей и ворошилок зарубежного производства представлены в таблице 2 [4–6].
При применении кормоуборочного комбайна, прицепа-подборщика лучше иметь широкозахватные машины, а в случае прессования пресс-подборщиком — машины средней производительности.
Применение всепогодных технологий заготовки кормов привело к тому, что все чаще как сырье используют листостебельный материал повышенной влажности. Это позволило вести работы по уборке на повышенных скоростях, не опасаясь увеличения потерь от обивания листьев и соцветий. С целью получения максимальной производительности активно ведутся работы в направлении повышения ширины захвата грабельных машин, составленных в единый грабельный агрегат (рис. 1).
Рабочая ширина ворошилок-вспушивателей может достигать до 19,6 м, количество роторов — от 10 –16 штук. При скорости работы агрегата 15 км/ч производительность может достигать 20 га/ч, поэтому важное значение в конструкции ворошилок-вспушивателей придается внедрению защитных устройств, предохраняющих от поломок. Для снижения технологических простоев внедряются качественные материалы и необслуживаемые узлы, не требующие смазочно-регулировочных работ в течение всего сезона, внедряются технические решения, упрощающие техобслуживание, переналадку и подготовку машин к работе. Изменение ширины захвата агрегата, валка, сдваивание валка, перевод в транспортное положение и обратно осуществляются из кабины трактора с помощью гидравлики.