По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.727.3 DOI:10.33920/vne-04-2204-01

Современное состояние и перспективы решения проблемы государственной внешней задолженности России

Юлия Борисовна Кравченко преподаватель, кафедра международной торговли и внешней торговли РФ, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», 119285, Россия, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6а, E-mail: Julia_Kravchenko1994@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1968-8971

В статье проводится комплексный анализ проблемы государственной внешней задолженности России в период 1991–2021 гг. Автор выделяет и характеризует пять этапов развития долговой проблемы. Отличительной особенностью современного этапа (с 2014 г. по настоящее время) является наличие санкционного риска, который остается одним из важнейших факторов российского кредитного портфеля. Сужение возможностей для российского государственного долга, по всей видимости, увеличит и без того высокую зависимость России от внутреннего финансирования. Установлено, что с середины 2000-х гг. внешняя корпоративная задолженность стала определять динамику и объем российского внешнего долга. Выявлено, что с точки зрения долговой устойчивости государства российская экономика находится в более благоприятном положении, нежели многие развитые страны, оказавшиеся в тисках долгового кризиса. Однако риски для внешней долговой устойчивости страны все же имеются, и кроются они в корпоративном секторе. Особое внимание уделено тому факту, что весомая часть корпоративной задолженности образована задолженностью квазисуверенных организаций. В конце статьи предлагается план по замещению внешних источников получения займов внутренними источниками. При реализации этого плана необходимо учитывать, что весомая часть корпоративной задолженности формируется за счет кредитов от компаний и банков из классических офшоров и стран, задействованных в офшорных финансовых схемах. Таким образом, это могут быть обычные внутрикорпоративные финансовые проводки, а реальная внешняя корпоративная задолженность намного ниже и требует меньших финансовых ресурсов для ее урегулирования.

Литература:

1. Аганбегян, А. Г. На пути к цивилизованному рынку // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2018. — № 1. — С. 7–26.

2. Базанова, Е., Третьяк, А. Санкции США добрались до российского госдолга // Ведомости. — 05.08.2019.

3. Валютная структура внешнего долга Российской Федерации // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/debt_currency-compos.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

4. Внешний долг Российской Федерации (аналитическое представление) // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/46-debt.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

5. Внешний долг Российской Федерации // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://cbr.ru/vfs/statistics/ credit_statistics/debt/debt_new.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

6. Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2022 гг.) // Минфин России [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/01/main/Obem_gos.vnesh.dolga.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

7. Государственный долг // Минфин России [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/public_debt/ (дата обращения: 26.01.2022).

8. Коржова, Д. Госдеп разъяснил суть новых антироссийских санкций // Ведомости. — 03.08.2019.

9. Минфин разместил евробонды на 2,0 млрд евро // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/finances/12/11/2020/5fad935a9a79473cc2974e13 (дата обращения: 30.01.2022).

10. Кротов, Н. Как Киев и Москва делили советское имущество // МК. — 10.06.2014.

11. Лебедев, В. Долговая игра // Российская газета. — 16.10.2007.

12. Россия одолжила еще миллиард // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/11/28/5bfd0f3c9a7947510b41b7b7 (дата обращения: 30.01.2022).

13. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под. ред. Л. Н. Красавиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 576 с.

14. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для вузов / Л. Н. Красавина и др.; отв. ред. Л. Н. Красавина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2022. — 534 с.

15. Минфин выбрал «ВТБ Капитал» агентом по размещению евробондов // Коммерсант. — 22.02.2018.

16. Россия выплатила последний долг СССР // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/econ omics/21/08/2017/599aff 919a7947a198830bad (дата обращения: 25.01.2022).

17. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012–2014 гг. // Минфин России [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=20558-osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_ na_2012-2014_gg. (дата обращения: 26.01.2022).

18. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг. // Минфин России [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=13620-osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_ na_2013-2015_gg. (дата обращения: 26.01.2022).

19. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019 гг. // Минфин России [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=117428-osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_ na_2017-2019_gg. (дата обращения: 26.01.2021).

20. Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/debt_sustainability.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

21. Россия впервые в 2021 году взяла в долг в валюте // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/finances/20/05/2021/60a6a7bb9a79474169747735 (дата обращения: 28.01.2022).

22. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39646/obs_231.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).

23. Третьяк, А. Минфин размещает евробонды сразу в двух валютах // Ведомости. — 21.03.2019.

24. Moody’s заявило об ограниченном влиянии санкций США против российского госдолга // Ведомости. — 19.04.2021.

25. Statistical Review of World Energy — all data, 1965-2020 // BP p.l.c. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/xlsx/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2021-all-data.xlsx (accessed: 26.01.2022).

1. Aganbegian, A. G. Na puti k tsivilizovannomu rynku [On the Way to the Civilized Market]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk [The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences]. 2018. No 1. Pp. 7–26 (in Russian).

2. Bazanova, E., Tret’iak, A. Sanktsii SShA dobralis’ do rossiiskogo gosdolga [US Sanctions Have Reached the Russian State Debt]. Vedomosti [Vedomosti]. 05.08.2019 (in Russian).

3. Currency Composition of External Debt of the Russian Federation. Central Bank of Russia. Available at: https:// cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/debt_currency-compos.xlsx (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

4. External Debt of the Russian Federation (Analytical Presentation). Central Bank of Russia. Available at: https:// cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/46-debt.xlsx (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

5. External debt of the Russian Federation. Central Bank of Russia. Available at: https://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/debt_new.xlsx (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

6. Public External Debt of the Russian Federation (2011–2022). Ministry of Finance of the Russia. Available at: https:// minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/01/main/Obem_gos.vnesh.dolga.xlsx (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

7. Public debt. Ministry of Finance of the Russia. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/ (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

8. Korzhova, D. Gosdep raz'iasnil sut’ novykh antirossiiskikh sanktsii [The State Department Explained the Essence of the New Anti-Russian Sanctions]. Vedomosti. 03.08.2019 (in Russian).

9. The Ministry of Finance Has Placed Eurobonds for 2 bn. Euro. RBС. Available at: https://www.rbc.ru/finances/ 12/11/2020/5fad935a9a79473cc2974e13 (accessed: 30.01.2022) (in Russian).

10. Krotov, N. Kak Kiev i Moskva delili sovetskoe imushchestvo [How Kiev and Moscow Divided Soviet Property]. MK. 10.06.2014 (in Russian).

11. Lebedev, V. Dolgovaia igra [Debt Game]. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper]. 16.10.2007 (in Russian).

12. Russia Has Borrowed another Billion. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/11/28/5bfd0f 3c9a7947510b41b7b7 (accessed: 30.01.2022) (in Russian).

13. Mezhdunarodnye valiutno-kreditnye i finansovye otnosheniia: uchebnik [International Monetary and Credit and Financial Relations: Textbook], edited by L. N. Krasavina, 3rd ed., reprint and additional. Moscow, Finansy i statistika. 2005, 576 p. (in Russian).

14. Mezhdunarodnye valiutno-kreditnye i finansovye otnosheniia: uchebnik dlia vuzov [International Monetary, Credit and Financial Relations: Textbook for Universities], L. N. Krasavina [et al.], ed. by L. N. Krasavina, 5th ed., reprint and additional. Moscow, Iurait, 2022. 534 p. (in Russian).

15. Minfin vybral "VTB Kapital" agentom po razmeshcheniiu evrobondov [The Ministry of Finance Has Chosen VTB Capital as the Agent for the Placement of Eurobonds]. Kommersant. 22.02.2018 (in Russian).

16. Russia has Paid the Last Debt of the USSR. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/economics/21/08/2017/599aff 919a7947a198830bad (accessed: 25.01.2022) (in Russian).

17. Public Debt Management Policy of the Russian Federation 2012–2014. Ministry of Finance of the Russia. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=20558-osnovnye_napravleniya_ gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_na_2012-2014_gg. (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

18. Public Debt Management Policy of the Russian Federation 2013–2014. Ministry of Finance of the Russia. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=13620-osnovnye_napravleniya_ gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_na_2013-2015_gg. (accessed: 26.01.2022). (in Russian).

19. Public Debt Management Policy of the Russian Federation 2017–2019. Ministry of Finance of the Russia. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/?id_39=117428-osnovnye_napravleniya_ gosudarstvennoi_dolgovoi_politiki_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2019_gg. (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

20. External Debt Sustainability Ratios of the Russian Federation. Central Bank of the Russia. Available at: https:// cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/debt/debt_sustainability.xlsx (accessed: 26.01.2022) (in Russian).

21. Russia Has Borrowed in Foreign Currency for the First Time in 2021. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/finances/20/05/2021/60a6a7bb9a79474169747735 (accessed: 28.01.2022) (in Russian).

22. Review of the Banking Sector of the Russian Federation. Central Bank of Russia. Available at: https://cbr.ru/ Collection/Collection/File/39646/obs_231.xlsx (accessed 26.01.2022) (in Russian).

23. Tret’iak, A. Minfin razmeshchaet evrobondy srazu v dvukh valiutakh [The Ministry of Finance Places Eurobonds in Two Currencies at once]. Vedomosti. 21.03.2019 (in Russian).

24. Moody’s zaiavilo ob ogranichennom vliianii sanktsii SShA protiv rossiiskogo gosdolga [Moody’s Announced the Limited Impact of US Sanctions against Russian Government Debt]. Vedomosti. 19.04.2021 (in Russian).

25. Statistical Review of World Energy — all data, 1965–2020. BP p.l.c. Available at: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/xlsx/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-all-data.xlsx (accessed: 26.01.2022).

Предпосылки возникновения проблемы погашения государственной внешней задолженности появились в середине 1980-х гг., когда власти СССР пошли по пути крупных внешних заимствований для финансирования импорта продовольствия, потребительских товаров, машин и оборудования. В результате с 1985 по 1991 г. государственный внешний долг СССР увеличился более чем в 3,0 раза — с 31,0 млрд до 96,6 млрд долл. США [11]. Выделяют две основные причины быстрого роста внешнего долга. Первая — неблагоприятная экономическая конъюнктура, вызванная прежде всего падением мировых цен на нефть. Экономика СССР не смогла адаптироваться к нему, и для оплаты импортных закупок потребовались крупные внешние заимствования. Вторая — непродуманная либерализация внешнеэкономической деятельности. В соответствии с ней в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам, которыми предприятия распорядились крайне неэффективно [13, с. 506].

Осенью 1991 г. появилась необходимость подвести финансовые итоги существования СССР. В первую очередь следовало признать и разделить долг между бывшими союзными республиками. Одновременно предстояло разделить зарубежные активы, структура и размеры которых не были четко определены. По разным данным, общая сумма активов бывшего СССР оценивалась в 140–160 млрд долл. США. Обращает на себя внимание их качество. Во-первых, две трети от их объема было представлено обязательствами перед СССР в неконвертируемых валютах и условных единицах, таких как переводные рубли Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Со временем эти обязательства либо сошли на нет, либо обесценились до ничтожно малых величин. Во-вторых, большая часть этих активов была представлена безнадежными, впоследствии списанными долгами развивающихся стран. Существовала практика исполнения долговых обязательств перед СССР не в денежной, а в товарной форме (полностью или частично). В-третьих, весомая часть обязательств не была оформлена в соответствии с международными стандартами, так как кредитование происходило исходя из идеологических и политических установок в рамках содружества «братских народных демократий». В начале 1992 г. начались переговоры о так называемом «нулевом варианте», в силу которого Россия брала на себя все обязательства по долгам и заявляла права на все финансовые и материальные активы бывшего СССР. С формальной точки зрения значительное превышение активов над обязательствами СССР позволяло считать такое решение экономически обоснованным. Однако, учитывая качество активов, ни о каком взаимозачете не могло идти и речи. Реально Россия могла надеяться на получение от своих должников 15–20 млрд долл. США в течение 20–25 лет [10]. В середине мая 1993 г. вышло Постановление Правительства РФ «О подписании с государствами — республиками бывшего СССР соглашений об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР», которое предполагало окончательное оформление и урегулирование взаимоотношений России с бывшими советскими республиками на основе «нулевого варианта».

Для Цитирования:
Юлия Борисовна Кравченко, Современное состояние и перспективы решения проблемы государственной внешней задолженности России. Международная экономика. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: