По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современное российское образование: пути решения проблем толерантности и конфликта идентичностей

Хроменков Павел Николаевич кандидат филологических наук, профессор, ректор ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а., E-mail: priemka@mgou.ru

В статье раскрывается проблема профилактики конфликта в рамках реализации образовательных программ на уровне высшего и среднего образования. Рассматриваются вопросы, связанные с формированием толерантности учащихся как важной компоненты гражданской социализации. Показаны механизмы включенности этих задач в образовательный процесс в рамках реализации компетентностного подхода. Автор предлагает различные методологические подходы к погашению конфликтных потенциалов в обществе образовательными средствами.

Литература:

1. Всемирный доклад по культуре 1998: Культура, творчество и рынок. — М., 2001. — С. 282–289.

2. Высоцкая Н.А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США // Американский характер. Очерки культуры США. Традиции в культуре. — М., 1998.

3. Глобализация и Россия: Проблемы демократического развития. — М., 2005. — С. 120–122.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М., 2010.

5. Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» // Национальная идея: история, идеология, миф. — М., 2004.

6. Савченко Д.С. Высшая школа как институт социализации: гражданское сознание студентов мегаполиса и провинции // Ученый совет. — 2013. — № 11. — С. 19–25.

7. Fedulin А., Bagdasaryan V. Historical Variability of Anthropological Models and Categorical Essence of Human Nature // Былые годы. — 2013. — № 2. — С. 11–16.

8. Global Civil Society 2001. — Oxford, 2001. — P. 304–307.

«Высшим результатом образования является терпимость».

Хелен Келер

Образование должно реагировать на запросы государства и общества. Эти запросы не ограничиваются реализацией функции обучения профессиональным умениям и овладения комплексом профильных знаний. Важнейшей из образовательных функций является функция воспитания. Фиксируя это, принципиально важно также зафиксировать иерархию и соподчиненность между воспитательными, обучающими и развивающими задачами.

Каждая из национальных культур исходит из собственной антропологической модели, дает собственный ответ на ключевой вопрос — что есть человек [7]. Воспитательные задачи оказываются производными от ценностно-целевого определения человека. Соподчинение идентичностей структурировано следующим образом: вначале человек — максимально широкий идентификатор, затем гражданин — представитель соответствующего сообщества и только потом — представитель определенной профессии. Идентификация направлена в сторону конкретизации персоны. И здесь принципиально важно не допустить смешения иерархических уровней идентичностей. Это требование относится и к образовательному процессу. Общечеловеческая и гражданская идентичность обеспечиваются реализацией воспитательных функций образования, профессиональная — обучающих и развивающих. В этом отношении обучение должно быть соподчинено воспитанию, а не наоборот, как это чаще всего происходит в реальном формате организации учебного процесса.

Решение воспитательных задач в СССР в значительной мере брали на себя общественно-политические структуры — партия, комсомол. Вместе с деидеологизацией в постсоветские годы оказалась существенно выхолощена и воспитательная компонента. Попытки инкорпорации в образовательный процесс Церкви не могут рассматриваться как панацея. Существует соответствующий конституционный ограничитель. Остается одно — внедрение воспитательной компоненты в учебный процесс. Причем внедрение не как «довесок» к основным профессионально ориентированным образовательным задачам, а в качестве ценностной первоосновы обучения. Такая задача предполагает проведение соответствующих педагогических разработок с учетом новых реалий развития страны и мира.

Для Цитирования:
Хроменков Павел Николаевич, Современное российское образование: пути решения проблем толерантности и конфликта идентичностей. Ученый совет. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: