«Высшим результатом образования является терпимость».
Хелен Келер
Образование должно реагировать на запросы государства и общества. Эти запросы не ограничиваются реализацией функции обучения профессиональным умениям и овладения комплексом профильных знаний. Важнейшей из образовательных функций является функция воспитания. Фиксируя это, принципиально важно также зафиксировать иерархию и соподчиненность между воспитательными, обучающими и развивающими задачами.
Каждая из национальных культур исходит из собственной антропологической модели, дает собственный ответ на ключевой вопрос — что есть человек [7]. Воспитательные задачи оказываются производными от ценностно-целевого определения человека. Соподчинение идентичностей структурировано следующим образом: вначале человек — максимально широкий идентификатор, затем гражданин — представитель соответствующего сообщества и только потом — представитель определенной профессии. Идентификация направлена в сторону конкретизации персоны. И здесь принципиально важно не допустить смешения иерархических уровней идентичностей. Это требование относится и к образовательному процессу. Общечеловеческая и гражданская идентичность обеспечиваются реализацией воспитательных функций образования, профессиональная — обучающих и развивающих. В этом отношении обучение должно быть соподчинено воспитанию, а не наоборот, как это чаще всего происходит в реальном формате организации учебного процесса.
Решение воспитательных задач в СССР в значительной мере брали на себя общественно-политические структуры — партия, комсомол. Вместе с деидеологизацией в постсоветские годы оказалась существенно выхолощена и воспитательная компонента. Попытки инкорпорации в образовательный процесс Церкви не могут рассматриваться как панацея. Существует соответствующий конституционный ограничитель. Остается одно — внедрение воспитательной компоненты в учебный процесс. Причем внедрение не как «довесок» к основным профессионально ориентированным образовательным задачам, а в качестве ценностной первоосновы обучения. Такая задача предполагает проведение соответствующих педагогических разработок с учетом новых реалий развития страны и мира.