То, что современные войны начинаются со сферы идеологии, подтвердили многочисленные факты целенаправленной нацификации Украины — и украинские учебники, привезенные из освобожденных районов Донбасса, и информационная политика, и массовая культура, и даже наука Украины, в первую очередь, гуманитарная, направленная на создание образа врага в лице России. И наиболее эффективным средством подобной информационной политики выступило образование. Это были дополнительные аргументы о том, что не может быть ни образования, ни науки вообще — и первое и второе встроены в конкретную социокультурную ситуацию, они выполняют конкретные, в том числе, социальные задачи и формируют тот образ будущего, который избирается конкретной страной и конкретным народом.
Это первый вызов, связанный с тем, что с началом СВО сложилась новая геополитическая ситуация, которая требует от современной системы образования формирование гражданской зрелости молодежи, ее самостоятельности, ответственности за судьбу своей страны, за сохранение культурной среды, связанной с духовными ценностями. В этих условиях, повышающих риски роста угроз ценностного, социального и экономического характера, формируются и новые цели социально-экономического развития страны.
Второй вызов универсален для современного мира — это вызов цифровизации. Проявления этого вызова:
— перенос молодежью значительной части своей активности в социальные сети,
— искажение исторического сознания,
— несформированность способности понимать смысл происходящего,
— виртуализация сознания детей, подростков и молодежи, когда во время реальных боевых действий молодых людей вовлекают в виртуальные войны, замещая у них чувство сопричастности к судьбе Родины желанием пройти на новый уровень игры. Для предотвращения последствий этого вызова в апреле 2023 года принята Концепция информационной безопасности детей [3], направленная на защиту детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде. Даже безобидное общение в Сети может своей целью иметь овладение персональными данными, которые могут быть использованы для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации. В школах планируется введение уроков информационной безопасности и цифровой грамотности. А в образовательных организациях высшего образования введен образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» для включения в образовательные программы, планируемые к реализации в 2023/24 учебном году.