По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.4 DOI:10.33920/nik-02-2308-02

Современное образование: развитие в условиях новых вызовов и новых ответов

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Сегодня вся страна и весь мир живет в новой геополитической реальности и ситуации ряда вызовов. Та экзистенциальная война, которая ведется коллективным Западом против России, показала, что будущее любой страны определяется не только ее военной и экономической мощью, но также ее ценностями и смыслами. И для победы в такой войне не нужно превосходства ни вооружения, ни экономики, необходимо только воздействие на противника, осуществляемое через образование, культуру, средства массовой информации. В статье рассматривается ряд вызовов, которые непосредственным образом отражаются на состоянии системы отечественного образования.

Литература:

1. Ковалева А.И., Луков В.А., Гневашева В.А., Луков С.В. Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г.) // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/uchebno-vospitatelnyy-protsess-v-otsenkah-studentovmonitoring-v-moskovskom-gumanitarnom-universitete-etap-2018-g (дата обращения: 15.05.2023).

2. Ковалева А.И. Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов. Мониторинговое исследование. На правах рукописи.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. URL: Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р (garant.ru) (дата обращения: 15.05.2023).

4. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” (garant.ru) (дата обращения: 15.05.2023).

5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” (garant.ru) (дата обращения: 15.05.2023).

6. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 «О Концепции внешней политики Российской Федерации». URL: О Концепции внешней политики Российской Федерации (2023) (mid.ru). (дата обращения: 15.05.2023).

7. Ценности молодежи // ВЦИОМ Новости. URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi. (дата обращения: 15.05.2023).

1. Kovaleva A.I., Lukov V.A., Gnevasheva V.A., Lukov S.V. Uchebno-vospitatel'nyy protsess v otsenkakh studentov (monitoring v Moskovskom gumanitarnom universitete: etap 2018 g.) // Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/uchebno-vospitatelnyy-protsess-v-otsenkah-studentov-monitoringv-moskovskom-gumanitarnom-universitete-etap-2018-g (data obrashcheniya: 15.05.2023).

2. Kovaleva A.I. Uchebno-vospitatel'nyy protsess v otsenkakh studentov. Monitoringovoye issledovaniye. Na pravakh rukopisi.

3. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28 aprelya 2023 g. № 1105-r Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoy bezopasnosti detey v RF i priznanii utrativshim silu rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 dekabrya 2015 g. № 2471-r. URL: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28 aprelya 2023 g. № 1105-r Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoy bezopasnosti detey v RF i priznanii utrativshim silu rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 dekabrya 2015 g. № 2471-r (garant.ru) (data obrashcheniya: 15.05.2023).

4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.07.2021 g. № 400 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii». URL: Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400 “O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii” (garant.ru) (data obrashcheniya: 15.05.2023).

5. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey». URL: Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey” (garant.ru) (data obrashcheniya: 15.05.2023).

6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31.03.2023 g. № 229 «O Kontseptsii vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii». URL: O Kontseptsii vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (2023) (mid.ru). (data obrashcheniya: 15.05.2023).

7. Tsennosti molodezhi // VTSIOM Novosti. URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi. (data obrashcheniya: 15.05.2023).

То, что современные войны начинаются со сферы идеологии, подтвердили многочисленные факты целенаправленной нацификации Украины — и украинские учебники, привезенные из освобожденных районов Донбасса, и информационная политика, и массовая культура, и даже наука Украины, в первую очередь, гуманитарная, направленная на создание образа врага в лице России. И наиболее эффективным средством подобной информационной политики выступило образование. Это были дополнительные аргументы о том, что не может быть ни образования, ни науки вообще — и первое и второе встроены в конкретную социокультурную ситуацию, они выполняют конкретные, в том числе, социальные задачи и формируют тот образ будущего, который избирается конкретной страной и конкретным народом.

Это первый вызов, связанный с тем, что с началом СВО сложилась новая геополитическая ситуация, которая требует от современной системы образования формирование гражданской зрелости молодежи, ее самостоятельности, ответственности за судьбу своей страны, за сохранение культурной среды, связанной с духовными ценностями. В этих условиях, повышающих риски роста угроз ценностного, социального и экономического характера, формируются и новые цели социально-экономического развития страны.

Второй вызов универсален для современного мира — это вызов цифровизации. Проявления этого вызова:

— перенос молодежью значительной части своей активности в социальные сети,

— искажение исторического сознания,

— несформированность способности понимать смысл происходящего,

— виртуализация сознания детей, подростков и молодежи, когда во время реальных боевых действий молодых людей вовлекают в виртуальные войны, замещая у них чувство сопричастности к судьбе Родины желанием пройти на новый уровень игры. Для предотвращения последствий этого вызова в апреле 2023 года принята Концепция информационной безопасности детей [3], направленная на защиту детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде. Даже безобидное общение в Сети может своей целью иметь овладение персональными данными, которые могут быть использованы для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации. В школах планируется введение уроков информационной безопасности и цифровой грамотности. А в образовательных организациях высшего образования введен образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» для включения в образовательные программы, планируемые к реализации в 2023/24 учебном году.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Современное образование: развитие в условиях новых вызовов и новых ответов. Ученый совет. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: