По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современное искусство в классическом музее: стратегии продуктивного диалога

Екатерина Карцева Российский государственный гуманитарный университет, кафедра Кино и современного искусства, Москва

Разнообразные стратегии включения современного искусства встречаются сегодня практически во всех мировых музеях. Отечественные институции в последние годы также взяли курс на современное искусство, что стало поводом многочисленных дискуссий. Далеко не все являются сторонниками таких интеграций, предполагая, в частности, что для современного искусства есть специализированные институции. Однако с изменением роли музея в современном мире, обретением им новых функций, а также развитием современных арт-практик, классические учреждения культуры все менее могут сопротивляться экспансии современного искусства. В статье анализируются преимущества и риски включения современного искусства в классический музей, предлагаются сценарии для продуктивного культурного диалога.

Литература:

1. Карцева Е.А. Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация: монография / Е. А. Карцева. — Москва; Берлин: ДиректМедиа, 2019. — 182 с.

2. Концепция развития Третьяковской галереи // Сайт Государственной Третьяковской галереи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://old.tretyakovgallery.ru/datadocs/ doc_6855pu.pdf (дата обращения: 20.03.20).

3. Краткая история кураторства / Ханс Ульрих Обрист [пер. с англ. А. Зайцева]. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. — 256 с.

4. Норман Д. Пиотровские хранители ковчега М: СЛОВО/SLOVO, 2018. — 285 с.

5. Руководство по исследованиям посетителей музея Политехнический музей, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// polymus.ru/ru/library/download/PM-MGT.pdf/ (дата обращения: 20.03.20).

6. Эрмитаж купил «Аврору» Кифера. Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ about/media_about_hermitage/Item/ media349/ (дата обращения: 20.03.20).

7. Anderson Gail Reinventing the Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift, Rowman Altamira, 2004. — 416 p.

8. Haacke Hans Museums: Managers of Consciousness // Art in America 72:2 (Feb 1984); rev. in Haacke, Unfi nished Business, 1986, pp 6072; repr. in Institutional Critique: An Anthology of Artists’ Writings, eds. Alexander Alberro and Blake Stimson, MIT Press, 2009.

9. How Much (Should) Museums Pay for Performance Art Acts? [Электронный ресурс] // Widewalls [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.widewalls.ch/how-much should-museums-pay-performance-art/ (дата обращения: 20.03.20).

10. Museum Marketing and Strategy: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources // Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler, San-Francisco: JosseyBass; 2 edition (August 11, 2008). — 544 p.

11. The Art Newspaper’s exclusive annual survey ranks the world’s most visited shows in 2018 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.theartnewspaper.com/news/art-smost-popular-exhibition-and-museum-visitorfi gures-2018 (дата обращения: 20.03.20).

12. O’Doherty B. Inside the White Cube The Ideology of the Gallery Space [Электронный ресурс] Arts research Center Berkeley University [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://arts.berkeley.edu/wp-content/ uploads/2016/01/arc-of-life-ODoherty_Brian_ Inside_the_White_Cube_The_Ideology_of_the_ Gallery_Space.pdf (дата обращения: 20.03.20).

13. Interview with Jean-Jacques Aillagon, president of the Etablissement public du Domaine national de Versailles // The Art Tribune. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thearttribune.com/Interview-withJean-Jacques.html (дата обращения: 20.03.20).

14. Piotrovsky M. Contemporary Art and Classical Museum: Confl ict or Symbiosis? // Muzeológia a kultúrne dedičstvo, 2017, 5:2: p. 135-140.

15. The Reaction of Visitors to Contemporary Art in a Classical Art Institution: A Louvre Museum Case Study, by Florence Caro, Anne Krebs, Fabrice Larceneux // International journal of arts management. — Montréal: Ecole. — Vol. 18. 2016, 2, p. 4-13.

Важнейшей характеристикой искусства ХХ века стал радикальный эксперимент, поставивший под сомнение основные категории классической эстетики. Для демонстрации авангардных художественных практик были созданы специализированные институции — музеи современного искусства, которые в течение ХХ века стали пространством взаимного пересечения различных концептуальных подходов от идеологии белого куба [12] к экспериментальной лаборатории [3], от места встречи творческой богемы, до маркетинговых проектов, ориентированных на высокую посещаемость [10]. «Эффект Бильбао», когда музей становится важным фактором городского развития, привлекая существенные ресурсы в город или регион, стал одним из аргументов экономической значимости культуры. Сегодня практически в каждом европейском городе есть музей современного искусства.

Классические художественные музеи также реагируют на происходящие культурные изменения, обретая новые функции и меняясь в соответствии с ходом развития искусства [7, 8]. Из некоторых ключевых изменений можно упомянуть важность интерпретации предметов в экспозиции не только на объективных критериях их художественной значимости, но и на потребностях времени, преобладание социальной функции музея как публичного форума, необходимость легитимизации интересов различных социальных групп, значение нестандартного кураторского взгляда при создании выставок и так далее.

Конец ХХ начало XXI века ознаменовались музейным бумом, спровоцированным ростом глобального туризма, значением посещаемости в экономике музея, интеграцией маркетинговых технологий в продвижение выставок, изменением демографического состава посетителей. В то же время музеи все активнее конкурируют с другими видами досуга и цифровым пространством в результате возрастающих запросов аудитории. Современный зритель воспринимает музей как динамичное пространство, подразумевающее возможность взаимодействия с музейным собранием при помощи инновационных экспозиционных технологий, обширной образовательной и дискуссионной программы и других разнообразных мероприятий от кураторских экскурсий до кинопоказов, помогающих глубже понять коллекцию музея. Процесс репрезентации искусства, задачи выставочной идеи, специфика подбора пространства и форматов постоянно усложняются. Перед современным музеем стоят задачи:

Для Цитирования:
Екатерина Карцева, Современное искусство в классическом музее: стратегии продуктивного диалога. Музей. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: