Цель научно-исследовательской работы колледжа – содействие работе преподавателей по повышению качества подготовки квалифицированных кадров, сохранение исследовательского потенциала, формирование мотивации к исследовательской работе и содействие овладению студентами методов научного познания, углубленного и творческого освоения учебного материала, воспитания творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность, повышение авторитета и престижности занятия наукой в молодежной среде.
Концептуальным положением, определяющим структуру и функционирование системы сестринского образования, является подготовка специалиста, владеющего сестринским делом во всем многообразии, научными основами организации и управления сестринскими службами, а также психолого-педагогическими основами обучения медицинских сестер в системе непрерывного сестринского образования [3]. «Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сунь Цзы, V век до н. э. Это изречение древнекитайского полководца полуторатысячелетней давности никогда не потеряет актуальности. Особенно сегодня – в век информации, когда объем медицинской информации удваивается каждые 3-5 лет. Это наиболее актуально для медицины, потому что от знаний и умений медсестры зависят здоровье, а зачастую и жизнь пациента. А для того, чтобы эти знания и умения были высокого качества и отвечали запросам времени, нужна эффективная система образования [5]. Непрерывное профессиональное развитие – это непрерывный процесс приобретения новых знаний и профессиональных навыков в процессе учебы и профессиональной жизни. А развитие и совершенствование сестринского дела невозможно без органичного сочетания практического творчества и научных исследований в процессе сестринской деятельности. В связи с этим сестринский персонал должен иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах научного исследования. Развитие научных исследований в области сестринского дела должно осуществляется на основе следующих принципов: интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки, формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием, содействие развитию самостоятельной сестринской практики, создание постоянно действующего мониторинга научных исследований [1, 4]. Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются: разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела, разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики, разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала, апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики [2]. Важной вехой в развитии научных исследований в сестринском деле явилась докторская диссертация Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)» (1995 г.). Именно в ней была высказана мысль о формировании базы научных исследований в сестринском деле как одном из факторов его развития. В дальнейшем научные исследования в сестринском деле выполнялись выпускниками факультетов высшего сестринского образования в форме защиты выпускных дипломных работ и далее кандидатских работ [6]. В настоящее время научно-исследовательской работой занимаются и студенты медицинских колледжей. Важным в подготовке студента образовательной организации среднего профессионального образования является развитие научно-исследовательской деятельности, которая является основой современного процесса обучения. Цель исследовательской деятельности – приобретение студентами функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности. Под научно-исследовательской деятельностью студента следует понимать выполнение им определенной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере. Вместе с этим для выполнения исследовательской работы студенты должны придерживаться определенных этапов исследования: постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ, подбор методики исследования и выполнения исследования, подведение итогов. Исследовательская работа студентов во всех образовательных организациях России является обязательной, что регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом [1]. Основной формой научно-исследовательской работы в колледже является подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ.