По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современная подготовка студентов медицинского колледжа: научные исследования в сестринском деле

Л.В. Мышкина к.м.н, медицинская сестра, КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», преподаватель, КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж»
И.А. Валова начальник отдела по учебно-методической работе, КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж»
А.Н. Киселева преподаватель, КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж», заслуженный учитель РФ

Современному обществу нужны творчески мыслящие специалисты, формирование личности которых начинается с их приобщения к научно-исследовательской работе. Именно в ее процессе формируются способности «добывать» новые знания, разрабатывать новые решения поставленных задач. Роль научно-исследовательской работы студентов в образовательной организации среднего профессионального образования постоянно возрастает.

Литература:

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – 2-е изд.\ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. М.: Академия, 2007 – 128 с.

2. Ипполитова Н.В. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие \ Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. – Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2011. – 209 с.

3. Киселева А.Н. Организация образовательного процесса углубленной подготовки медицинских сестер в Кировском медицинском колледже / А.Н. Киселева, Л.Р. Польская, Л.В. Мышкина // Медицинский вестник: Кировская областная общественная организация «Ассоциация медицинских сестер». – октябрь, 2014. – С. 5-6.

4. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление \ И.Н. Кузнецов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 475 с.

5. Перфильева Г.М. Организация и проведение исследований в сестринском деле. \ Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, Н.В. Туркина, Ю.Н. Маркова, П.Е. Зайцева. – М.: Т-во науч. изданий КМК, 2007. – 163 с.

6. Сопина З.Е. Современная методология сестринского дела: учеб. пособие/ З.Е. Сопина, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 256 с.

Цель научно-исследовательской работы колледжа – содействие работе преподавателей по повышению качества подготовки квалифицированных кадров, сохранение исследовательского потенциала, формирование мотивации к исследовательской работе и содействие овладению студентами методов научного познания, углубленного и творческого освоения учебного материала, воспитания творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность, повышение авторитета и престижности занятия наукой в молодежной среде.

Концептуальным положением, определяющим структуру и функционирование системы сестринского образования, является подготовка специалиста, владеющего сестринским делом во всем многообразии, научными основами организации и управления сестринскими службами, а также психолого-педагогическими основами обучения медицинских сестер в системе непрерывного сестринского образования [3]. «Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сунь Цзы, V век до н. э. Это изречение древнекитайского полководца полуторатысячелетней давности никогда не потеряет актуальности. Особенно сегодня – в век информации, когда объем медицинской информации удваивается каждые 3-5 лет. Это наиболее актуально для медицины, потому что от знаний и умений медсестры зависят здоровье, а зачастую и жизнь пациента. А для того, чтобы эти знания и умения были высокого качества и отвечали запросам времени, нужна эффективная система образования [5]. Непрерывное профессиональное развитие – это непрерывный процесс приобретения новых знаний и профессиональных навыков в процессе учебы и профессиональной жизни. А развитие и совершенствование сестринского дела невозможно без органичного сочетания практического творчества и научных исследований в процессе сестринской деятельности. В связи с этим сестринский персонал должен иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах научного исследования. Развитие научных исследований в области сестринского дела должно осуществляется на основе следующих принципов: интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки, формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием, содействие развитию самостоятельной сестринской практики, создание постоянно действующего мониторинга научных исследований [1, 4]. Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются: разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела, разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики, разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала, апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики [2]. Важной вехой в развитии научных исследований в сестринском деле явилась докторская диссертация Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)» (1995 г.). Именно в ней была высказана мысль о формировании базы научных исследований в сестринском деле как одном из факторов его развития. В дальнейшем научные исследования в сестринском деле выполнялись выпускниками факультетов высшего сестринского образования в форме защиты выпускных дипломных работ и далее кандидатских работ [6]. В настоящее время научно-исследовательской работой занимаются и студенты медицинских колледжей. Важным в подготовке студента образовательной организации среднего профессионального образования является развитие научно-исследовательской деятельности, которая является основой современного процесса обучения. Цель исследовательской деятельности – приобретение студентами функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности. Под научно-исследовательской деятельностью студента следует понимать выполнение им определенной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере. Вместе с этим для выполнения исследовательской работы студенты должны придерживаться определенных этапов исследования: постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ, подбор методики исследования и выполнения исследования, подведение итогов. Исследовательская работа студентов во всех образовательных организациях России является обязательной, что регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом [1]. Основной формой научно-исследовательской работы в колледже является подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ.

Для Цитирования:
Л.В. Мышкина, И.А. Валова, А.Н. Киселева, Современная подготовка студентов медицинского колледжа: научные исследования в сестринском деле. Медсестра. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: