Известно, что цифровая логистика в транспортном комплексе связана с интеллектуальной мобильностью. Продукт цифровой логистики создает инновационные комплексы транспортных услуг в зависимости от постоянно изменяющихся потребностей клиента. Целевой группой потребителей продуктов цифровой логистики в сфере грузовых перевозок становятся предприятия малого и частного бизнеса, которые испытывают острую потребность в информационно-аналитических системах и технологиях для целей управления бизнес-процессами.
Поэтому сегодня в Республике Узбекистан инновационные комплексы транспортных перевозок и поставок товара имеют важное стратегическое значение для республики, а цифровой транспорт сможет обеспечить создание единой IT-среды для взаимосвязанных систем, комплексов, технологий по организации движения и управлению единым технологическим процессом, как внутри страны, так и за рубежом.
Создание механизма развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов на основе цифровой трансформации логистики позволит создать платформу для сотрудничества и скоординированного развития евро-азиатских транспортных связей, а также развития приоритетных евро-азиатских наземных транспортных маршрутов (коридоров) в рамках проекта «Европейская экономическая комиссия» и «Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана» [3, с. 241].
Высокоразвитые и современные транспортные и логистические системы являются ключевыми факторами в экономической конкурентоспособности Узбекистана на внешнем рынке. Железные дороги способствуют объединению производственных и сельскохозяйственных районов, центров народонаселения, занятости и международного обмена [5, с. 98].
Поддержание и совершенствование эффективной транспортной и логистической инфраструктуры для движения людей и поставки грузов продолжают оставаться важными в сегодняшнем национальном и глобальном рынке, особенно с учетом прогнозируемого роста численности населения и неизбежных кардинальных изменений в промышленности, энергетике и сельскохозяйственном производстве. Движение товаров и компонент производств между их производителями, рост городской логистики, международные цепи снабжения и логистика в целом уже являются местом стыка таких направлений, как цифровая экономика и новые индустрии (рис. 1).
Рис. 1. Цифровая логистика: электронная торговая площадка «Грузовые перевозки»
Внедрение «физического интернета», основанного на интернете вещей, способствует росту кооперации между игроками рынка, унификации используемых протоколов и систем, повышению безопасности перевозок, автоматизации процессов и, как следствие, снижению затрат. Непосредственная доставка товаров до потребителя зависит от человеческого труда и современного транспорта. Она несет в себе большую часть издержек и в конечном итоге определяет удовлетворенность клиента от покупки. Автоматизация и цифровизация процессов поставки товаров по логистическим цепям позволит покупателям своевременно выбрать наиболее подходящий вариант получения заказа, а компаниям сократит издержки на один из самых затратных расходов — транспортных.
Современная логистика меняется под влиянием многих факторов. Новые рыночные модели (экономика совместного потребления, краудсорсинг и др.) меняют характер логистических процессов и архитектуру цепочек, сокращая ряд звеньев. На традиционный рынок выходят новые игроки. Это стартапы, предлагающие более гибкие ценовые решения по поставке с использованием новых и крупных игроков из высокотехнологичных отраслей. Цифровизация логистики базируется на внутренней цифровой основе в компаниях, внедряющих новые бизнес-модели и сервисы [4, с. 123].
Нами представлены несколько ключевых направлений трансформации сектора: использование «физического» интернета, краудсорсинга при организации поставки товаров, решения по доставке «последней мили», а также рассмотрены транспортные коридоры, соединяющие Узбекистан со странами Центральной Азии. Логистические компании используют свои ресурсы оптимально, увеличивая среднюю загрузку транспортных поездов. Существенной частью изменений являются новые цифровые производства и логистика, которые чрезвычайно быстро развиваются.
Многие организации начали активно перестраивать свои производства и бизнес-модели для подготовки к этим изменениям. Их цель — стать более конкурентоспособными и ориентированными на клиента. Драйвером для достижения этого являются менеджеры цепочек поставок, которым придется иметь дело с еще более высоким уровнем сложности в будущем. Управление цепочками международных поставок становится ключевым фактором. Для этого необходимо использование более разнообразного «портфеля» товаров и наличие интерфейсов вдоль цепочки добавленной стоимости, учет индивидуальных требований новых рынков (рис. 2).
Рис. 2. Модель цифровой среды
Огромное влияние на логистику для всех отраслей национальной экономики в цифровом мире оказывают инфраструктурные проекты цифровой трансформации транспорта. Основой цифрового транспорта является цифровая железная дорога, где за счет применения инновационных технологий экономически выгодно и достаточно быстро можно будет оптимальными способами увеличить пропускную способность железных дорог и снизить стоимость перевозки, как минимум на 50 %. Для развития современной логистики в Узбекистане необходимо учесть роль цифровых технологий. Производство, сбыт и поставка до потребителей, с учетом навыков и развитием рабочей силы, инфраструктурой ИКТ и бизнесом, будут успешными. Инновационные стандарты приносят огромные экономические выгоды, которые будут только расти при грамотном и научном их использовании.
Для Узбекистана, который находится в сравнительно выгодной географической позиции, между центрами новых производств в Китае, Южной Корее и на евро-азиатском транзитном пути, приоритетное значение имеет развитие цифровой логистики и цепей поставок.
Например, в первом полугодии 2021 г., несмотря на пандемию, перевезено в среднем 6000 (40-футовые контейнеры) товаров из Узбекистана в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, а внутри Узбекистана в среднем за один месяц 2021 г. перевезено 200–250 контейнеров (40-футовые контейнера) с товарами с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время основная часть осуществляемых в Узбекистане грузовых и пассажирских перевозок приходится на железнодорожную отрасль. Со дня основания АО «Узбекистон темир йуллари» (ноябрь 1994 г.) на сегодняшний день железнодорожным транспортом перевезено более 1,4 млрд тонн грузов и 350 млн пассажиров, объемы перевозок грузов возросло в 2,1 раза, а пассажиров — в 2 раза [6, с. 33].
В связи с завершением строительства моста через Амударью железнодорожных линий Навои — Учкудук — Нукус — Султанувайстат, Ташгузар — Байсун — Кумкурган и Ангрен — Пап, имеющих важное стратегическое значение для экономики Узбекистана, сформирована единая независимая сеть железных дорог Узбекистана с соответствующей электрификацией. Последовательным продолжением этой работы стало завершение электрификации железнодорожного участка Мароканд — Карши, ускоренными темпами продолжаются работы по электрификации железнодорожного участка Карши — Термез.
Железнодорожная магистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан позволит создать новые трансконтинентальные коридоры Китай — Центральная Азия, Азия — Кавказ — Европа, Азия — Афганистан — Иран. Они будут короче по сравнению с действующими коридорами практически на 1 тыс. км. С завершением строительства новой железной дороги Мазари — Шариф — Герат завершится формирование Трансконтинентального транспортного коридора Китай — Центральная Азия, Азия — Ближний Восток. С одной стороны, это создаст возможности для выявления конкурентоспособных отечественных производств и их включения в международное разделение труда, а с другой стороны, позволит размещать на нашей территории производства европейских, китайских, японских, американских и иных компаний для поставок как в Азию, так и в Европу
Развитие цифровой логистики в Узбекистане будет связано с инновационными программами, с дальнейшим использованием исключительно электронных документов, что позволит сократить время оформления документов в несколько раз, при этом эффективное цифровое взаимодействие между железной дорогой и контролирующими органами создаст стимулы для повышения уровня контейнеризации внутренних и внешнеторговых грузопотоков [2, с. 56].
Благодаря объединению информационных систем «Узбекские железные дороги», «Таможенная служба Узбекистана» созданы удобства для снижения времени таможенного оформления рефрижераторов с плодоовощной продукцией, что является удобным как для грузоотправителей, так и для грузопринимателей. Буквально в считаные минуты в любой точке мира по этой технологии можно будет оформить перевозку в электронном виде. Информационно-коммуникационная технология будет основана на нормативно-правовой базе.
В Узбекистане целесообразно создать, как это сделано в развитых странах мира, современный информационно-логистический сервис, который будет сопровождать перевозку контейнера любого экспедитора оператором, с электронными данными на всем пути следования, обеспечивать необходимой электронной информацией не только заинтересованных лиц, но и государственные контролирующие органы. Кроме того, внедрение мобильных рабочих мест для работников железнодорожной станции позволит оптимизировать оформление технологических операций.
Для обеспечения миллионов пассажиров удобным видом транспорта целесообразно внедрить инновационные решения. Среди них — система автоматическим управлением электропоездов для обеспечения остановки на платформе с точностью позиционирования до 50 см, а также интеллектуальная система управления движением, обеспечивающая формирование расписания поездов в реальном времени при возникновении нештатных ситуаций.
Считаем целесообразным разработать алгоритмы компьютерного зрения в системе управления подвижным составом, в том числе разработать их архитектуру в системе управления подвижным составом, а дальше разработать требования к беспилотному подвижному составу. Узбекистан должен укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных по логистике (сегодняшняя доля таких услуг в мировом масштабе равна менее 1 %), увеличив их долю к 2024 г. до 10 %. Целесообразно использовать широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мбит/сек.
Хорошим заделом по развитию цифровизации транспортной логистики стал указ Президента Республики Узбекистан. Во исполнение этого указа кабинет министров осуществляет координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по развитию и внедрению информационных систем и ресурсов, программных продуктов и электронных услуг [1, с. 3].
Таким образом, в ближайшем будущем именно эффективное использование новых цифровых технологий в логистике будет определять международную конкурентоспособность как отдельных наших транспортных компаний, формирующих инфраструктуру, так и правовую среду для цифровизации.