Статья поступила 10.08.2017 г.
На смену типичности образов в литературе и культуре приходит универсализация образов и метафор. Однако чаще всего универсальные метафоры становятся смыслообразами, идеями, которые «убивают» художественность текста. Художественные образы начинают автономное, независимое от литературного произведения существование в анекдотах, в рекламе, в молодежных «приколах». Например, вырванные из контекста трагедий У. Шекспира фразы «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» или «О, бедный Йорик» и др., становятся достоянием массовой культуры, искажают литературную классику. «Новые субъекты жизненных драм не узнали себя в литературных прообразах, в предшественниках, созданных писательским гением, и, полагая в качестве объекта мышления свой собственный опыт, отказались от «изучения историчности как своей рефлексии» [6. С. 273]. Поэтому современная педагогика должна сместить акцент в методике преподавания литературы в сторону восприятия современным читателем текста, в котором смыслообразующую функцию стала выполнять метафора, заданная порой уже в заглавии произведения.
Существуют самые разные инвариантные линии в интерпретации сущности метафоры. Не вызывает сомнения, что построение метафоры — это установление параллели между двумя различными понятиями, одно из которых употреблено в более близкой к первоначальной трактовке, нежели другое. Полюса метафорического пространства содержат в себе несовпадающие спектры смыслов, между которыми существует взаимодействие [1. С. 10].
Универсальные образы и метафоры в современной литературе обращают читателя к этимологии слова, позволяют отойти от привычного восприятия и являются инструментом ломки стереотипов. Универсальные метафоры, порожденные культурой и литературой, например, «весь мир — театр» (У. Шекспир) или «жизнь есть сон» (П. Кальдерон), дают возможность выделить интересующий фрагмент реальности и определить акценты, которые вычленяют ценности читателя; создают художественное впечатление от произведения.