По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008-027.21

Современная литература в пространстве универсальных метафор

Валеева Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. К. Маркса, 36, e-mail: ev.visual@mail.ru

В статье речь идет о том, что на смену типичности образов в современной литературе и культуре приходит универсализация образов и метафор. Однако чаще всего универсальные метафоры становятся смыслообразами, идеями, которые «убивают» художественность текста. Художественные образы начинают автономное, независимое от литературного произведения существование в анекдотах, в рекламе, в молодежных «приколах». Поэтому методика преподавания литературы должна сместить акцент в сторону восприятия современным читателем текста, в котором смыслообразующую функцию стала выполнять метафора, заданная порой уже в заглавии произведения.

Литература:

1. Акишина Е.О. Метафора как форма выражения философских идей: автореф. дисс… канд. филос. наук. — Омск, 2009. — 18 с.

2. Затонский Д. Зеркала искусства. — М.: Сов. писатель, 1975. — 340 с.

3. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999. — 304 с.

4. Можаева А.Б. Иносказательные формы в романе ХХ века // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. — С. 220–252.

5. Рахманкулова Д.Р. Вещь как мера культуры человека // Гнозис: Культурология. — Н. Новгород: НГПУ, 2010. — 118 с.

6. Фортунатова В.А. Культура и образование: монография. — Н. Новгород: НГПУ, 2010. — 411 с.

Статья поступила 10.08.2017 г.

На смену типичности образов в литературе и культуре приходит универсализация образов и метафор. Однако чаще всего универсальные метафоры становятся смыслообразами, идеями, которые «убивают» художественность текста. Художественные образы начинают автономное, независимое от литературного произведения существование в анекдотах, в рекламе, в молодежных «приколах». Например, вырванные из контекста трагедий У. Шекспира фразы «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» или «О, бедный Йорик» и др., становятся достоянием массовой культуры, искажают литературную классику. «Новые субъекты жизненных драм не узнали себя в литературных прообразах, в предшественниках, созданных писательским гением, и, полагая в качестве объекта мышления свой собственный опыт, отказались от «изучения историчности как своей рефлексии» [6. С. 273]. Поэтому современная педагогика должна сместить акцент в методике преподавания литературы в сторону восприятия современным читателем текста, в котором смыслообразующую функцию стала выполнять метафора, заданная порой уже в заглавии произведения.

Существуют самые разные инвариантные линии в интерпретации сущности метафоры. Не вызывает сомнения, что построение метафоры — это установление параллели между двумя различными понятиями, одно из которых употреблено в более близкой к первоначальной трактовке, нежели другое. Полюса метафорического пространства содержат в себе несовпадающие спектры смыслов, между которыми существует взаимодействие [1. С. 10].

Универсальные образы и метафоры в современной литературе обращают читателя к этимологии слова, позволяют отойти от привычного восприятия и являются инструментом ломки стереотипов. Универсальные метафоры, порожденные культурой и литературой, например, «весь мир — театр» (У. Шекспир) или «жизнь есть сон» (П. Кальдерон), дают возможность выделить интересующий фрагмент реальности и определить акценты, которые вычленяют ценности читателя; создают художественное впечатление от произведения.

Для Цитирования:
Валеева Елена Викторовна, Современная литература в пространстве универсальных метафор. Вопросы культурологии. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: