По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316: 773

Современная коммуникативистика как инструмент повышения уровня влияния ESG-практик в реализации стратегии устойчивого развития

Лисовский Александр Львович к. э. н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Департамент стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», тел.: +7 (495) 249-53-28, e-mail: ATrachuck@fa.ru, 0000-003-1304-0792

В условиях глобализации проблема реализации стратегий устойчивого развития предприятий, отраслей и территорий государств набирает обороты. Такое направление корпоративной социальной ответственности, как реализация ESG-практик, сталкивается с немалым числом трудностей и противоречий, вызванных обострением международных отношений, санкционным давлением, избирательным отношением к социально ответственному поведению по территориальному принципу. Поэтому особую актуальность приобретает использование возможностей политической коммуникативистики для усиления влияния ESG-практик на реализацию стратегий устойчивого развития. Целью статьи является анализ особенностей использования коммуникативистики как инструмента повышения влияния ESG-практик на реализацию стратегий устойчивого развития. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной литературы, материалов международных научных конференций, экспертов, зарубежной научной литературы. Установлено, что в условиях полиаспектности и полисемантизма входящего контента о ESG-практиках важное значение приобретают интерактивные возможности новых форматов СМИ и социальных сетей для усиления влияния на устойчивое развитие.

Литература:

1. Архангельская А.С., Архангельская И.Б. Место маркетинговых коммуникаций в коммуникативистике / А.С. Архангельская, И.Б. Архангельская // Russian Journal of Education and Psychology. — 2013. — № 9. — С. 52.

2. Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике / Д.П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2013. — № 4. — С. 29–43.

3. Голубева В.И., Исмагулов Н., Морару Н., Моргунова О.А. Коммуникативные стратегии корпоративной социальной ответственности в период международных кризисов: стандарты и решения // Коммуникология. — 2022. — № 4. — С. 107–119.

4. Демина И.Н. «Экономическая коммуникация» в терминологии коммуникативистики / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 1. — С. 34–45.

5. Диденко В.Д., Досмухамед Н.-А., Паудяль Н.Ю., Филиндаш Л.В. Проявление ментальных особенностей Китая в межкультурной коммуникации // Современная коммуникативистика. — 2020. — № 3. — С. 23–28.

6. Косоногова Е.С., Мещеряков С.А., Иванова Н.А., Дедюхина Н.В., Яковлев П.О. Стратегия устойчивого развития предприятия как объект контроля и аудита: коммуникативная интерпретация // Московский экономический журнал. — 2022. — № 12. — С. 689–704.

7. Курганова Е.Б. ESG-повестка как коммуникационный тренд в России: проверка на хрупкость в условиях неопределенности / Е.Б. Курганова // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2022. — № 4. — С. 384–388.

8. Макарович Л.С. Элементы коммуникативного процесса на примере сферы услуг / Л.С. Макарович // Национальная ассоциация ученых. — 2021. — № 73–2. — С. 20–25.

9. Филиндаш Л.В. Социальная теория бизнес-модели компании Huawei и ее реализация / Л.В. Филиндаш // Вестник университета. — 2021. — № 6. — С. 172–176.

10. Чекунова М.А. Новая культура медиадискурса и современная политическая коммуникативистика / М.А. Чекунова // Верхневолжский филологический вестник. — 2022. — № 1. — С. 55–63.

11. ESG: три буквы, которые меняют мир: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2022 г. / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петько, М.С. Сабирова, С.В. Терсков, Е.А. Шишкин / Под науч. ред. К.И. Головщинского; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 138 с.

12. Famularo J. Corporate social responsibility communication in the ICT sector: digital issues, greenwashing, and materiality. Int J Corporate Soc Responsibility 8, 8 (2023).

13. Garcia‐Sanchez I.M. José V Frias‐Aceituno, Lazaro Rodriguez‐Ariza, The role of the board in the dissemination of integrated corporate social reporting Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2013. 22 (5): 828–838.

14. Mohamed Adnan S., Hay D., van Staden C.J. (2018). The influence of culture and corporate governance on corporate social responsibility disclosure: A cross country analysis. Journal of Cleaner Production, 198, 820–832.

Актуальность. Использование концепции корпоративной социальной ответственности в российской экономике является важным этапом построения государственных философско-правовых механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие. Последнее связывается с участием компаний из различных отраслей в реализации социальных, экологических и управленческих инициатив, сбалансированность между которыми зависит от обеспечения социальной справедливости. Устойчивое развитие выступает важным принципом стратегического управления.

Тем не менее анализ отраслевой структуры показывает, что далеко не все компании и отрасли осознают необходимость формирования ESGпрактик, потому что их устойчивое положение в малой степени зависит от их реализации. На основе анализа современных исследований установлено, что в большей степени в ESG-практиках принимают участие крупнейшие компании. Особенное значение они приобретают для ориентированных на экспорт компаний, являющихся участниками международного рынка капиталов. Крупные и средние компании в подобных мероприятиях не занимают лидирующих позиций.

Поэтому на первый план в подобных условиях выходят информационные механизмы, обеспечивающие доверительное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Требует своего решения проблема вовлечения и повышения заинтересованности компаний в реализации ESG-практик. Мотивирующим фактором является положение в соответствующих ESG-рейтингах, стимулирующих выстраивание коммуникации с клиентами, банками и контрагентами на основе доверительных отношений, принципов гласности и транспарентности. Однако преследование подобных благородных целей не всегда соответствует реальности. Дилеммой ESG-повестки является распространение в ходе коммуникаций с заинтересованными сторонами искаженных данных (greenwashing). Ложное информирование стейкхолдеров о следовании ESG-принципам позволяет продавать продукцию в нарушение всех правил по более высокой цене. Стремление компаний вести рейтинг на основе выгодных показателей порождает другие формы оппортунизма, связанные с ведением ESG-рейтингов, обладающих низкой корреляцией, от чего страдают прежде всего инвесторы и игроки рынка. Опасность ситуации в том, что в мире насчитывается более 70 принятых ESG-стандартов, на основе которых ведется более 600 рейтингов, слабо коррелирующих между собой. Таким образом, подобная «мимикрирующая» псевдокоммуникация ставит под сомнение объективность и достоверность рейтингов и стандартов ESG перед заинтересованными сторонами. Риски подобных ситуаций проявляются в том, что одна и та же компания может представлять себя в выгодном свете перед заинтересованными сторонами на фоне одного ESG-рейтинга и в невыгодном на фоне другого. При такой сложившейся ситуации целесообразно усиливать давление государственных регуляторов и финансовых институтов для повышения ответственности компаний за искажение информации.

Для Цитирования:
Лисовский Александр Львович, Современная коммуникативистика как инструмент повышения уровня влияния ESG-практик в реализации стратегии устойчивого развития. Бухучет в строительных организациях. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: