Актуальность. Использование концепции корпоративной социальной ответственности в российской экономике является важным этапом построения государственных философско-правовых механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие. Последнее связывается с участием компаний из различных отраслей в реализации социальных, экологических и управленческих инициатив, сбалансированность между которыми зависит от обеспечения социальной справедливости. Устойчивое развитие выступает важным принципом стратегического управления.
Тем не менее анализ отраслевой структуры показывает, что далеко не все компании и отрасли осознают необходимость формирования ESGпрактик, потому что их устойчивое положение в малой степени зависит от их реализации. На основе анализа современных исследований установлено, что в большей степени в ESG-практиках принимают участие крупнейшие компании. Особенное значение они приобретают для ориентированных на экспорт компаний, являющихся участниками международного рынка капиталов. Крупные и средние компании в подобных мероприятиях не занимают лидирующих позиций.
Поэтому на первый план в подобных условиях выходят информационные механизмы, обеспечивающие доверительное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Требует своего решения проблема вовлечения и повышения заинтересованности компаний в реализации ESG-практик. Мотивирующим фактором является положение в соответствующих ESG-рейтингах, стимулирующих выстраивание коммуникации с клиентами, банками и контрагентами на основе доверительных отношений, принципов гласности и транспарентности. Однако преследование подобных благородных целей не всегда соответствует реальности. Дилеммой ESG-повестки является распространение в ходе коммуникаций с заинтересованными сторонами искаженных данных (greenwashing). Ложное информирование стейкхолдеров о следовании ESG-принципам позволяет продавать продукцию в нарушение всех правил по более высокой цене. Стремление компаний вести рейтинг на основе выгодных показателей порождает другие формы оппортунизма, связанные с ведением ESG-рейтингов, обладающих низкой корреляцией, от чего страдают прежде всего инвесторы и игроки рынка. Опасность ситуации в том, что в мире насчитывается более 70 принятых ESG-стандартов, на основе которых ведется более 600 рейтингов, слабо коррелирующих между собой. Таким образом, подобная «мимикрирующая» псевдокоммуникация ставит под сомнение объективность и достоверность рейтингов и стандартов ESG перед заинтересованными сторонами. Риски подобных ситуаций проявляются в том, что одна и та же компания может представлять себя в выгодном свете перед заинтересованными сторонами на фоне одного ESG-рейтинга и в невыгодном на фоне другого. При такой сложившейся ситуации целесообразно усиливать давление государственных регуляторов и финансовых институтов для повышения ответственности компаний за искажение информации.