Волонтерство является одним из базовых элементов развития и социализации человека в обществе. В российской практике оно относится к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики, при этом ее основная цель — успешная социализация и эффективная самореализация молодежи, развитие и использование ее потенциала в инновационном развитии страны, в сохранении исторического наследия.
Деятельность молодого поколения в волонтерстве, филантропии и иных общественно-полезных мероприятиях может рассматриваться как одно из направлений поиска себя, своего места в обществе. Рассматривая деятельность современного молодого волонтера, можно применить две философско-культурные теории:
1) Теория пассионарности — непреодолимая внутренняя потребность к деятельности и положительным изменениям и в жизни самого индивида, и в целом обстановки в обществе [4];
2) Теория сублимации — преобразование неприемлемых желаний и эмоций в конструктивные, творческие, социально одобряемые формы активности.
Иными мотивационными параметрами становятся:
1. Патриотические основания (в том числе и сохранение памятников культуры и истории);
2. Приобщение к сохранению исторической памяти и внесение собственного посильного вклада в него;
3. Расширение круга интересов и знакомств, посещение новых мест, где реализуются мероприятия культурного волонтерства;
4. Применение собственных знаний и навыков, приобретение новых (вводные курсы и лекции, повышение квалификации). Участие в научнопрактических конференциях;
5. Расширение кругозора и границ;
6. Принцип «Make a difference» («изменить мир к лучшему») или «give something back to the community» («отдать что-то обществу») [5].
Стоит отметить также и то, что в общественную деятельность больше вовлечены женщины, нежели представители мужского пола. Рассмотрим портрет среднестатистического активиста: это женщина 18–35 лет с неполным высшим или высшим образованием, живущая в городской среде, имеющая возможность, средства и время для реализации волонтерской деятельности [11].