Банк России осуществляет денежно-кредитную политику РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» [1; 2]. В ежегодно утверждаемых Основных направлениях политики (сейчас — на период до 2021 г.) закрепляются денежная программа, ключевые цели и ориентиры денежной политики, подходы к их достижению, отображаются прогнозы на три года вперед.
Основным и единственным официальным целевым ориентиром денежнокредитной политики Центробанка [6] на текущий момент является поддержание инфляции, растущей из-за девальвации рубля с 2013 г., на оптимальном уровне — вблизи 4%, с осуществлением промежуточного ежегодного прогнозирования. Во многих научных публикациях деятельность Банка России критикуется весьма резко [3, с. 13–29], но для формулировки основных особенностей политики за последние пять лет целесообразно обратиться к первоисточникам, к которым, помимо тех, что были указаны ранее, стоит отнести прошлогоднюю лекцию Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной «Трудный путь России к цели по инфляции» на конференции МВФ в Вашингтоне [5].
Так, в 2013 г. началось замедление в динамике макроэкономики России в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке. Регресс сохраняется до настоящего времени, невзирая на рост сырьевых цен, и на его фоне и проводится денежно-кредитная политика. Она претерпевала различные изменения в своих режимах в течение последних 25 лет, но добиться снижения инфляции страна смогла лишь в 2015 г. путем осуществления режима инфляционного таргетирования с условием отказа ЦБ от прямого контроля за курсообразованием на валютном рынке с начала 2018 г. [4, с. 53–85]. А говоря об инструментах денежно-кредитной политики, стоит упомянуть главный, применяемый с 2013 г. механизм монетарного регулирования — изменение ключевой ставки Банка РФ.
Следует обратить внимание на отношение Банка к реальному сектору экономики. ЦБ постепенно абстрагируется от соответствующих проблем, не имея, казалось бы, на то оснований, ведь 1,5–2,0 % ежегодного экономического роста не есть потенциально возможный уровень в стране. Банк же утверждает о своей неспособности увеличить потенциал экономического развития [5].