По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совмещение профессий на предприятии и оценка его эффективности

На примере компании «Теплоэнергосервис» показано, как совмещение профессий и должностей у сотрудников организации позволяет за счет уплотнения рабочего времени не только высвободить работников для использования их на других участках, но и активно способствует повышению квалификации кадров, освоению смежных профессий, развитию взаимозаменяемости.

Совмещение профессий — это выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня, наряду с работами по основной профессии, работ по второй или нескольким профессиям. За счет совмещения функций:

• устраняются или сокращаются потери рабочего времени, возникающие при ожидании;

• уменьшается трудоемкость работ по обслуживанию оборудования и рабочих мест.

В современных условиях для предприятий теплоэнергетического комплекса особую актуальность приобретают вопросы, связанные с оптимальным использованием внутренних ресурсов, рациональной организацией всех подсистем предприятия. В настоящее время в котельных ООО «Теплоэнергосервис» до 22% оборудования исчерпало свой ресурс, новое оборудование требует повышенного внимания и правильного обращения. При таком положении дел организация правильной эксплуатации оборудования играет важнейшую роль в обеспечении рационального и эффективного производственного процесса и повышения конкурентоспособности предприятия. Главной задачей общества является бесперебойное обеспечение потребителей тепловой энергией в виде пара и горячей воды с соблюдением показателей качества. В 2013 г. в ООО «Теплоэнергосервис» были выявлены следующие проблемы:

1) анализ показателей по труду ООО «Теплоэнергосервис» за 2012 г. показал относительно низкий уровень заработной платы слесарей-ремонтников;

2) снижение производительности труда к прошлому году;

3) незапланированные остановки котельных (оборудования).

Проанализировав причины остановок котельных, обслуживаемых обществом в период с 01.01.2013 по 01.07.2013, было выявлено, что 26% остановок произошло из‑за выхода из строя основного и вспомогательного оборудования. Поломка — это надводная часть айсберга, которая вырастает из совокупности скрытых дефектов: пыль, грязь, налипание частиц материала, износ, коррозия, трещины. Скрытые дефекты накапливаются, взаимно усиливая друг друга, в результате чего и происходит поломка. В связи с существующими проблемами было принято решение внедрить инструмент всеобщего обслуживания оборудования — ТРМ, основными принципами которого является самостоятельное обслуживание оборудования операторами, непрерывный анализ выявленных операторами технических проблем и использование результатов анализа для планирования предупредительных ремонтов в соответствии с потребностями обслуживания. Акцент делается на предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования, которые могут привести к серьезным проблемам. Ключевым направлением TPM является самостоятельное обслуживание оборудования оператором. При традиционных методах организации производства оператор занимается «изготовлением продукции», а обслуживание оборудования осуществляют наладчики, ремонтники, т. е. функционально эти два вида деятельности разграничены. При этом ремонты оборудования носят плановый характер, а действительная потребность в ремонте не учитывается. Таким образом, система обслуживания оборудования строится на предотвращении поломок, а не на ремонте уже отказавшего оборудования. Достижение бесперебойного и надежного отпуска тепловой энергии потребителям возможно только при безотказной работе котельного оборудования, которая достигается своевременным и качественным его обслуживанием и ремонтом. С данной целью было начато внедрение принципов ТРМ в работу котельных, а именно:

Для Цитирования:
Абрамова А.А., Совмещение профессий на предприятии и оценка его эффективности. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: