По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.334.4:631.1(470.45)

Совершенствование земельных отношений на региональном уровне с учетом ретроспективного анализа земельных преобразований*

Воробьев А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры», заслуженный землеустроитель РФ Е-mail: alexander-vorobyov@mail.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Федюнина Е.Н. канд. экон. наук, доцент кафедры «Социально-культурный сервис» Е-mail: elena.fedyunina@mail.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Оганесян Л.О. канд. экон. наук, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры» Е-mail: oganesian@bk.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

В статье на основе ретроспективного анализа реформирования земельных отношений на региональном уровне рассмотрены недостатки проведения землеустроительных и кадастровых работ, что позволило сделать вывод о необходимости совершенствования земельно-оценочной деятельности и обосновать предложения по улучшению состояния системы учета земельных ресурсов и информационной обеспеченности землеустроительных мероприятий.

Литература:

1. Волгоградская областьв цифрах 2015: краткий сб./ Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгогоград. обл. — Волгоград: Волгоградстаст, 2016. — 376 с.

2. Волков С.Н. Землеустройство в ходе земельной реформы (1990–2005 годы): монография // Землеустройство. Т. 8. — М.: Колос, 2007. — 399 с.

3. Воробьев А.В. Земельная реформа в Волгоградской области»: монография. — Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2014. — 164 с.

4. Воробьев А.В. Земельные ресурсы Волгоградской области и их оценка. — Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2006. — 44 с.

5. Воробьев А.В., Смыков А.В. Землеустроительное обеспечение земельной реформы в Волгоградской области // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. — 2015. — № 4 (40). — С. 228–233.

6. Воробьев А.В. Учет неиспользуемой пашни, проблемы изъятия ее из состава земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» // Аграрный научный журнал. — № 3. — 2018.

7. Оганесян Л. О., Федюнина Е. Н. Формирование институциональной среды функционирования рынка сельскохозяйственных земель // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. — 2014. — № 4 (36). — С. 265–269.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

10. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

11. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

12. Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

13. Федеральный законот 22.11.1990 № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

14. Федеральный законот 23.11.1990 № 374–1 «О земельной реформе»

15. Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О., Воробьев А.В. Особенности развития системы земельных отношений в региональной экономике // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2012. — № 5. — С. 6–12.

Ряд федеральных законов, принятых в 1990– 1993 гг. положили начало трансформации земельного законодательства на макроуровне, способствуя формированию многообразия форм собственности и частичному включению сельскохозяйственных земель в гражданский оборот [13, 14]. Учитывая, что земельное законодательство в дореформенный период базировалось на исключительности государственной собственности на землю, новые законы, по праву, носили радикальный характер [2]. Это обусловлено отказом от исключительности государственной собственности на землю и переходу к частной собственности на землю. Но в тоже время, данные законы были недостаточно проработанными и не предусматривали механизм массовой приватизации сельскохозяйственных земель. Согласно принятым законам, предоставление гражданам земельных участков в собственность допускалось только для ограниченных целей: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Последующие законодательные и нормативные акты способствовали осуществлению реорганизации большей части колхозов и совхозов с разделением в их границах сельскохозяйственных угодий на земельные доли от 2 до 15 га [2, 8, 9, 10, 11, 12, 15]. На базе колхозов и совхозов созданы новые основные формы хозяйствования в регионе: сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства. В результате за короткий период времени в стране было образовано около 290 тыс. фермерских хозяйств с общей земельной площадью около 12 млн га.

Вместе с тем, в процессе реформирования земельных отношений формировалась нестабильная институциональная среда, которая не обеспечивала в полной мере необходимой информацией о состоянии и использовании земельных ресурсов в регионе [7]. Как следствие, на современном этапе не ведется достоверный учет сельскохозяйственных угодий, искажается информация о площадях оцененных земель сельскохозяйственного назначения, не обновляется землеустроительная документация.

Для Цитирования:
Воробьев А.В., Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О., Совершенствование земельных отношений на региональном уровне с учетом ретроспективного анализа земельных преобразований*. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: