Современными стратегическими задачами развития экономики Российской Федерации являются пространственное развитие территории и экономический рост, предполагающий диверсификацию отраслей народного хозяйства и внедрение инноваций. В 2016 г. Министерством экономического развития РФ был разработан проект концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, а ее реализация являлась основой предвыборной программы Президента РФ В.В. Путина. В настоящий момент научные исследования и практический опыт в области пространственного развития России находятся только на начальной стадии. Кадастр недвижимости выступает ключевым механизмом в управлении территорией, кадастровые показатели и индикаторы были предложены нами в предыдущей статье [8].
В продолжение темы считаем, что важнейшим условием пространственного развития территории является создание цивилизованного земельного рынка, выполняющего функцию распределения инвестиций в пространстве и обеспечивающего рост эффективности народного хозяйства.
Под рынком земли понимается оборот земли, т. е. процесс перехода прав на земельные участки от одних субъектов к другим. Рынок земли включает сделки купли-продажи, аренды, залога, дарения, мены и т. п.
Земельный рынок, эволюционно развивавшийся в большинстве западных стран на протяжении нескольких столетий, обладает несомненными достоинствами для развития экономики:
- распределяет пространство между конкурирующими вариантами использования земель и субъектами рынка, подводя использование земельных участков к наилучшему и наиболее эффективному;
- распределяет инвестиции в пространстве, способствуя переводу сбережений и накоплений из пассивной формы запасов в реальный сектор экономики;
- формирует рыночную стоимость земельных участков, ориентированную на повышение их инвестиционной привлекательности [1–4, 6].
В этой связи следует рассмотреть анализ сделок с земельными участками в разрезе федеральных округов и их взаимосвязь с уровнем инновационного развития.