По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совершенствование законодательства об экоэкспертизе

Веселов А.К. канд. юрид. наук, председатель Рабочей группы Общероссийского гражданского форума

В декабре 2018 г. в рамках программы VI Общероссийского гражданского форума (ОГФ-2018), в котором приняли участие около 2 тыс. руководителей некоммерческих организаций и общественных деятелей, состоялась профессиональная дискуссия по проблемам функционирования института экологической экспертизы в России, по итогам которой создана Рабочая группа общественной экологической экспертизы проектной документации по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) и строительству опасных производственных объектов в РФ. Причинами и предпосылками данной инициативы лидеров общественных экологических организаций страны стали некоторые неблагоприятные тенденции и их последствия в динамике развития законодательства об экоэкспертизе и практики его применения.

Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» к основным механизмам реализации госполитики в сфере обеспечения экобезопасности отнесено проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития РФ, макрорегионов, субъектов РФ, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, экоэкспертизы и экспертизы проектной документации, а также повышение эффективности общественного экоконтроля. Тем не менее, процесс выхолащивания реально, хотя и слабо работающих механизмов обеспечения участия населения в принятии экологически значимых решений в России, успешно продолжается под влиянием промышленного лобби в органах власти и управления. Введение в действие новой редакции ст. 49 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ привело к передаче органам Главгосэкспертизы права государственной экспертной оценки проектной документации в сфере экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, и в настоящее время Главгосэкспертиза частично дублирует в этом Росприроднадзор. При этом в градостроительном законодательстве полностью отсутствуют правовые механизмы и сама возможность участия общественности, включая учет общественного мнения и рассмотрение заключений общественных экспертиз при рассмотрении проектов. Новый законопроект по изменению законодательства об экоэкспертизе лишает некоммерческие экологические организации возможности проведения общественных слушаний, исключает возможность обоснованного влияния профессионального природоохранного сообщества на проектную документацию. С 2019 г. экоэкспертиза проводится только в отношении материалов ОВОС планируемой хозяйственной деятельности и не сможет влиять на проектные решения, в том числе на оценку опасности новых технологий.

Учет общественного мнения при размещении опасных производственных объектов прямо предусмотрен ст. 12 и ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» и порядок данного учета в какой-то мере регламентирован в действующем Положении об ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности от 16 мая 2000 г. и ФЗ «Об экологической экспертизе».

Для Цитирования:
Веселов А.К., Совершенствование законодательства об экоэкспертизе. Водоочистка. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: