Окончание. Начало в № 2/2017
Затраты на создание информационной системы (ИС) в общем случае могут включать следующие основные элементы:
1. Капитальные (одноразовые) затраты:
— затраты на строительство зданий и сооружений (если при внедрении ИС требуется использование дополнительных площадей);
— затраты на приобретение и доставку компьютерной техники, включая периферийные устройства и комплектующие, а также офисное оборудование;
— затраты на приобретение программного обеспечения (ПО) общего назначения (операционные системы и оболочки, драйверы, архиваторы, системы программирования и т.п.), не поставляемого совместно с компьютерной техникой;
— затраты на приобретение прикладного или разработку специального ПО;
— затраты на установку, отладку и настройку ИС под конкретные условия эксплуатации;
— затраты на первичное информационное насыщение ИС (например, подготовку справочников) и т.д.
2. Текущие затраты:
— затраты на содержание зданий и сооружений (если требуется использование дополнительных площадей);
— заработная плата с начислениями обслуживающего персонала;
— затраты на обучение и переподготовку персонала;
— затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию ИС, включая амортизационные отчисления;
— затраты на электроэнергию;
— затраты на получение информации из отдаленных источников (например, через электронную почту или Интернет);
— материальные затраты, включая стоимость подготовки документов на бумажных и электронных носителях (стоимость бумаги, картриджей, дискет и т.п.);
— затраты на текущее информационное обеспечение ИС и т.д.
Эффективность внедрения информационных систем определяется как соотношение между эффектом от внедрения информационных систем и расходами на их внедрение:
Е = Э / 3,
где: Е — показатель экономической эффективности;
Э — величина условного экономического эффекта;