Роль железнодорожных перевозок в транспортной системе России необычайно велика – доля грузооборота выше, чем во всех промышленно развитых странах мира. Для большинства крупных российских предприятий ОАО «РЖД» является основным и безальтернативным поставщиком транспортных услуг (рис. 1, 2).
Железные дороги обслуживают все ключевые отрасли российского бизнеса: сырьевую, топливно-энергетическую, строительную, металлургическую, машиностроительную промышленность и др.
В условиях глобальной конкуренции они переходят или вынуждены будут перейти на системы управления, основанные на принципах Lеаnпроизводства (Lean Production), не имеющие реальной альтернативы в современной экономике.
Применение Lеаn-производства в национальном масштабе требует транспортного обслуживания, построенного на тех же принципах. Принимая во внимание роль железнодорожных перевозок в экономических процессах (45 % общего грузооборота России), у ОАО «РЖД» также нет иного пути, как перестроить свою производственно-транспортную систему на принципах Lеаn-производства. Важно, чтобы переход ОАО «РЖД» на новые принципы управления шел опережающими темпами по отношению к экономике в целом.
При этом качество услуг ОАО «РЖД» для клиентов оставляет желать лучшего. На рис. 3 показана статистика основных показателей, важных для клиентов, – скорости доставки грузов и надежности доставки. При этом наблюдается негативная тенденция.
Чем меньше нагрузка на сеть, тем выше скорость доставки и наоборот. При достижении докризисного уровня загрузки сети, средняя скорость доставки грузов значительно упала.
Вызывают беспокойство и внутренние показатели работы ОАО «РЖД», прежде всего, производительность труда. Даже принимая во внимание некоторую разницу в методике подсчета, следует признать многократное отставание по этому важнейшему показателю от ведущих стран мира. Это тоже является частью понятия эффективности компании.
Современное состояние российских железных дорог: