По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Совершенствование транспортной системы*

Кротова О.А. Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье представлено обоснование необходимости повышения эффективности производственных процессов ОАО «РЖД». Рассмотрены основные виды потерь и направления совершенствования железнодорожной транспортной системы с помощью систем бизнес-планирования, основанные на принципах LEAN-производства.

Литература:

1. Купряшин Г.Л., Соловьев А.В. Государственное управление: Учеб. пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт коммерции и права», 2010. – 212 с.

2. Соловьев А.В. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт коммерции и права», 2010. – 57 с.

Роль железнодорожных перевозок в транспортной системе России необычайно велика – доля грузооборота выше, чем во всех промышленно развитых странах мира. Для большинства крупных российских предприятий ОАО «РЖД» является основным и безальтернативным поставщиком транспортных услуг (рис. 1, 2).

Железные дороги обслуживают все ключевые отрасли российского бизнеса: сырьевую, топливно-энергетическую, строительную, металлургическую, машиностроительную промышленность и др.

В условиях глобальной конкуренции они переходят или вынуждены будут перейти на системы управления, основанные на принципах Lеаnпроизводства (Lean Production), не имеющие реальной альтернативы в современной экономике.

Применение Lеаn-производства в национальном масштабе требует транспортного обслуживания, построенного на тех же принципах. Принимая во внимание роль железнодорожных перевозок в экономических процессах (45 % общего грузооборота России), у ОАО «РЖД» также нет иного пути, как перестроить свою производственно-транспортную систему на принципах Lеаn-производства. Важно, чтобы переход ОАО «РЖД» на новые принципы управления шел опережающими темпами по отношению к экономике в целом.

При этом качество услуг ОАО «РЖД» для клиентов оставляет желать лучшего. На рис. 3 показана статистика основных показателей, важных для клиентов, – скорости доставки грузов и надежности доставки. При этом наблюдается негативная тенденция.

Чем меньше нагрузка на сеть, тем выше скорость доставки и наоборот. При достижении докризисного уровня загрузки сети, средняя скорость доставки грузов значительно упала.

Вызывают беспокойство и внутренние показатели работы ОАО «РЖД», прежде всего, производительность труда. Даже принимая во внимание некоторую разницу в методике подсчета, следует признать многократное отставание по этому важнейшему показателю от ведущих стран мира. Это тоже является частью понятия эффективности компании.

Современное состояние российских железных дорог:

Для Цитирования:
Кротова О.А., Совершенствование транспортной системы*. Лин-технологии: Бережливое производство. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: