Выпуск товаров является одной из важнейших таможенных операций, которая позволяет участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пользоваться и распоряжаться товарами согласно избранной таможенной процедуре [1]. В некоторых случаях участники ВЭД не могут рассчитывать на полноценный выпуск товаров, такие товары принято считать условно выпущенными.
В России условно выпущенными считаются товары, в отношении которых [2]:
1) применены льготы по уплате таможенных платежей при одновременном ограничении права пользования и распоряжения товарами;
2) разрешительные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, будут представлены после выпуска товаров;
3) применены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
4) принято решение о классификации товара, ввозимого в несобранном и незавершенном виде несколькими поставками в течение определенного периода времени (например, сложное многокомпонентное оборудование, ввозимое несколькими партиями).
Учитывая тот факт, что условно выпущенные товары связаны с таможенными льготами или упрощениями, таможенные органы России проводят тщательный контроль в отношении таких товаров, в том числе после их выпуска. В данном контексте целью проведения таможенного контроля является мониторинг состояния условно выпущенных товаров. Одним их механизмов таможенного контроля за условно выпущенными товарами в России является отчетность по условно выпущенным товарам [3].
Согласно действующей схеме представления отчетности по условно выпущенным товарам, первый отчет по условно выпущенным товарам, в отношении которых применены льготы по уплате таможенных платежей при одновременном ограничении права пользования и распоряжения товарами, представляется в таможенный орган дважды в год: до 31 января и до 31 июля [4]. Далее при приобретении условно выпущенными товарами статуса товаров ЕАЭС в таможенный орган представляется второй отчет в течение 60 дней (рис. 1).