По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 694

Совершенствование составных деревянных элементов на комбинированных механических связях для транспортной инфраструктуры

Сопилов В. В. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Е-mail: sopilov.valera@mail.ru
Дурягин И. А. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Леонова О.Н. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Лабудин Б. В. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

Представлены: методика численного расчета составных деревянных конструкций на несущую способность и жесткость с учетом повышенной сдвиговой жесткости механических связей, уточненные численные значения напряженно-деформированного состояния в краевых волокнах ветвей составных элементов, научно обоснованные рекомендации по совершенствованию технологии изготовления составных двух- и многослойных деревянных балок с комбинированными соединениями на когтевых шайбах и нагелях. Разработанные конструкции могут быть использованы в транспортных сооружениях деревянных мостов малых и средних пролетов на лесовозных дорогах и в деревянном домостроении.

Литература:

1. Уткин В.А., Матвеев С.А. Особенности проектирования деревянных мостов автомобильных лесовозных дорог // Известия вузов. Лесной журнал. 2023. № 1. С. 126–152.

2. Ашкенази Е. К., Ганов Э. В. Анизотропия конструкционных материалов: справ. — Л.: Машиностроение, 1980. — 247 с.

3. ГОСТ 8486–86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия [Электронный ресурс] — информационно-поисковая система Norma CS.

4. Данилов Е.В., Черных А. Г. Методы исследования соединений деревянных конструкций на когтевых шпонках // Науч. обозрение. Техн. науки. 2014. № 1. С. 133−134.

5. Евграфов Г. К. Богданов Н.Н. Проектирование мостов, 1966 https://djvu. online/ file/2vTxs7fNmDZen

6. Карельский А.В., Журавлёва Т.П., Лабудин Б.В. Испытание на изгиб деревянных составных балок, соединенных металлическими зубчатыми пластинами, разрушающей нагрузкой // Инженерно-строительный журнал. 2015. № 2 (54). С. 77–85.

7. Патент на полезную модель RU 216976 U1, МКИ Е 04 В 1/38. Комбинированное соединение для деревобетонных конструкций перекрытий / В.В. Сопилов, Е.В. Попов, Б.В. Лабудин, О. Е. Тюрина, Д.А. Столыпин. − №2022134264; заявл. 26.12.2022; опубл. 13.03.2023.

8. Ржаницын А.Р. Составные стержни и пластинки [Текст]: научное издание / А.Р. Ржаницын. — М.: Стройиздат, 1986. − 314 с.

9. Сопилов В.В. Совершенствование конструкции и технологии производства составных деревокомпозитных элементов на комбинированных механических связях. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. — Архангельск: 2024. — 154 с.

10. СП 64.13330.2017. Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25–80 [Электронный ресурс]. — 2017 — информационно-поисковая система Norma CS.

11. Labudin B.V., Popov E.V., Vladimirova O.A., Sopilov V.V., Bobyleva A.V. Wood-Composite Structures with Non — Linear Behavior of Semi-Rigid Shear Ties. Construction of unique buildings and structures − 2021 − № 4 (97). №9702.

12. Meghlat E, Oudjene M, Ait-Aider H, Batoz J. A new approach to model nailed and screwed timber joints using the finite element method. Construction and Building Materials 2013;4: 263–9.

13. Milan Šmak, Bohumil Straka. Development of new types of timber structures based on theoretical analysis and their real behaviour. Wood research 59 (3): 2014 459−470.

14. Popov E.V., Ruslanova A.V., Sopilov V.V., Zdralovic N., Mamedov S. M., Labudin B.V. Contact interaction of a claw washer with wood at limiting shear. Russian forestry journal, 4 (376), 2020, pp. 178–189. doi: 10.37482/0536-1036-2020-4-178-189.

Древесина − возобновляемый природный ресурс, широко применяемый в различных отраслях жизнедеятельности. Большие природные запасы, самовозобновляемость, высокая удельная прочность, обрабатываемость, химическая стойкость, немагнитность, эстетические достоинства позволяют рассматривать древесину как приоритетный конструкционный материал не только в промышленном и гражданском строительстве, но и в транспортном, при строительстве деревянных мостов малых и средних пролетов, а также в малоэтажном домостроении [1, 5, 13]. При проектировании таких конструкций необходимо учитывать особые свойства материала — анизотропность, податливость соединений [2, 10].

В качестве несущих конструкций особый интерес представляет применение составных деревянных конструкций (ДК). Для обеспечения несущей способности конструкций с увеличенным пролетом возникает необходимость в увеличении поперечных сечений изгибаемых элементов. Для получения нестандартных размеров поперечных сечений необходимо производить склеивание ламелей или сплачивание заготовок механическими связями. Предложено применение комбинированных механических связей с совместным использованием нагелей и когтевых шайб в узловых соединениях [9].

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования конструктивных и технологических решений составных ДК, в нормативных документах, в рекомендациях при проектировании, технологии изготовления и эксплуатации составных деревянных балок на механических комбинированных связях нагельных групп (НГ). Таким образом, решение этих задач представляется востребованным и актуальным.

Наиболее технологичными конструктивными решениями составных деревянных балок являются: клееные (КДК), на цилиндрических нагелях, на пластинчатых нагелях, на шпоночных соединениях, на гвоздях, с металлическими зубчатыми пластинами [6], с композиционным материалом на основе эпоксидной матрицы и стеклоткани и др. Эти конструктивные решения имеют как положительные стороны, так и ряд недостатков: технологическая сложность, зависимость от температурно-влажностных условий производства, низкая сдвигоустойчивость соединений, предел огнестойкости конструкций, возможность повреждения древесины при устройстве соединений между слоями, необходимость в тщательной подготовке поверхностей для КДК — обеспыливание, обезжиривание и др. Этих недостатков лишено сплачивание деревянных и деревокомпозитных элементов на механических связях.

Для Цитирования:
Сопилов В. В., Дурягин И. А., Леонова О.Н., Лабудин Б. В., Совершенствование составных деревянных элементов на комбинированных механических связях для транспортной инфраструктуры. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: