По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совершенствование системы тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Шин А. С. Российский университет дружбы народов E-mail: annashin97@mail.ru

В статье проведен анализ норм таможенного законодательства, регулирующих порядок применения системы тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе. По результатам проведенного анализа авторами предложен новый перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций.

Литература:

1. Воротынцева Т. М., Сауренко Т. Н., Худжатов М. Б. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2018. — 244 с.

2. Воротынцева Т. М., Худжатов М. Б. Ценообразование во внешней торговле. Практикум: Учебное пособие. — СПб.: Интермедия, 2019. — 120 с.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) // СПС «Консультант Плюс».

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» // СПС «Консультант Плюс».

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».

6. Манушина А. П., Ефимов А. В. Роль тарифных преференций ЕАЭС в мировой торговле // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — № 3 (19). — С. 124–136.

7. Решение Комиссии таможенного союза от 27.10.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».

8. Доклад о показателях мирового развития — 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.doingbusiness. org/en/data/exploreeconomies/ economycharacteristics (дата обращения 29.08.2020).

9. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.worldbank.org/ (дата обращения 29.08.2020).

10. Худжатов М. Б. Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе // Маркетинг и логистика. — 2016. — № 2 (4). — С. 41–47.

11. Решение Совета ЕЭК от 16.03.2020 № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами — членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV» // СПС «Консультант Плюс».

На современном этапе Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является одним из крупнейших интеграционных объединений, в связи с этим процесс международной торговли приобретает все больший масштаб и значение не только для одного государства, но и для всего интеграционного объединения.

Страны — участницы ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) обязуются повышать между собой уровень экономического и стратегического сотрудничества. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли входит в это понятие, так как затрагивает не только национальные интересы, но и интересы своих партнеров. В частности, одним из основных направлений таможенно-тарифного регулирования является Единая система тарифных преференций ЕАЭС (ЕСТП ЕАЭС) [1].

Тарифные преференции по своей правовой природе являются таможенными инструментами в виде преимуществ, реализуемых при уплате таможенных пошлин в зависимости от государства — производителя товаров.

Основными элементами ЕСТП ЕАЭС являются [2]:

- перечень стран — пользователей системы тарифных преференций;

- правила определения страны происхождения товара;

- перечень преференциальных товаров.

Существует ряд условий, при которых к продукции развивающихся стран и наименее развитых стран могут быть применены тарифные преференции (табл. 1).

Стоит отметить, для того чтобы получить тарифную преференцию на ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран, необходимо соблюсти ряд условий [4, 5]:

1. Соблюдается прямая поставка товара при ввозе на таможенную территорию Союза.

2. Соблюдается непосредственная закупка у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в странепользователе.

3. Происхождение товара подтверждено сертификатом либо декларацией происхождения товаров различного типа.

4. Страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству.

Интерпретация правила прямой поставки и непосредственной закупки отражена на рисунке 1.

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Шин А. С., Совершенствование системы тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе . Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: