На современном этапе Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является одним из крупнейших интеграционных объединений, в связи с этим процесс международной торговли приобретает все больший масштаб и значение не только для одного государства, но и для всего интеграционного объединения.
Страны — участницы ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) обязуются повышать между собой уровень экономического и стратегического сотрудничества. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли входит в это понятие, так как затрагивает не только национальные интересы, но и интересы своих партнеров. В частности, одним из основных направлений таможенно-тарифного регулирования является Единая система тарифных преференций ЕАЭС (ЕСТП ЕАЭС) [1].
Тарифные преференции по своей правовой природе являются таможенными инструментами в виде преимуществ, реализуемых при уплате таможенных пошлин в зависимости от государства — производителя товаров.
Основными элементами ЕСТП ЕАЭС являются [2]:
- перечень стран — пользователей системы тарифных преференций;
- правила определения страны происхождения товара;
- перечень преференциальных товаров.
Существует ряд условий, при которых к продукции развивающихся стран и наименее развитых стран могут быть применены тарифные преференции (табл. 1).
Стоит отметить, для того чтобы получить тарифную преференцию на ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран, необходимо соблюсти ряд условий [4, 5]:
1. Соблюдается прямая поставка товара при ввозе на таможенную территорию Союза.
2. Соблюдается непосредственная закупка у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в странепользователе.
3. Происхождение товара подтверждено сертификатом либо декларацией происхождения товаров различного типа.
4. Страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству.
Интерпретация правила прямой поставки и непосредственной закупки отражена на рисунке 1.