По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2107-01

Совершенствование системы профессиональной ориентации, адаптации и продвижения сестринского персонала в медицинской организации

Тиминская Наталья Викторовна медицинская сестра палатная травматолого-ортопедического отделения, ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Самара», 443041, г. Самара, ул. Агибалова, д. 12, e-mail: timinskayanv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5780-9455
Карасева Лариса Аркадьевна доктор медицинских наук, директор Института сестринского образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Целью исследования является совершенствование системы профессиональной ориентации, адаптации и продвижения сестринского персонала в медицинской организации. Результаты: проведена оценка организации проведения профессиональной ориентации, факторов, влияющих на трудовую адаптацию, условий, необходимых для продвижения по служебной лестнице, и роли старшей медицинской сестры по всем обозначенным направлениям. Заключение. Система кадрового менеджмента подразумевает в первую очередь отлаженную процедуру вхождения новых сотрудников в организацию, что позволяет снизить материальные издержки, временные затраты, текучесть кадров, психоэмоциональное напряжение. На формирование положительного отношения новых сотрудников к работе в дальнейшем влияет осознанный выбор профессии (профессиональная ориентация) и возможность служебного продвижения.

Литература:

1. Беспалов А. А. Проблема управления компетентностью персонала в современных организациях /А.А. Беспалов. — Рязань, 2020; 198 с.

2. Выскребенцева А. С. Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом /А.С. Выскребенцева //ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», 2020; 156 с.

3. Долматова Н. Ю. Классификация адаптации персонала как кадровая технология /Н. Ю. Долматова //Современные научные исследования и инновации, 2020. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92579.

4. Карасева Л. А. Особенности профессиональной адаптации сестринского персонала /Л.А. Карасева, И.А. Мунтян //Медсестра. Издательский дом ПАНОРАМА, 2018. — № 6; С. 80–82.

5. Клейменов А. Р. Мотивация труда /А.Р. Клейменов, Е.А. Некрасова //Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2021; 175 с.

6. Лобода Д. Механизмы адаптации персонала в современных организациях /Д. Лобода //ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2019; 201 с.

7. Рябов А. В. Современные методы и методики оценки персонала в образовательных организациях /А. В. Рябов //Пермский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020; 114 с.

8. Самоукина Н. В. Адаптация персонала: проблемы и возможности /Н.В. Самоукина // Управление развитием персонала, 2020. — № 1; С. 22–30.

9. Семенова И.Ю. Профориентационная работа в условиях цифровой трансформации системы образования /И. Ю. Семенова, А.А. Анисимова //Цифровое образование: новая реальность: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 16 нояб. 2020 г.) /редкол.: Н.А. Чернова [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2020; С. 59–62. — ISBN 978-5-907313-84-2.

10. Серегина М.В. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии /М.В. Серегина //Институт экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019; 169 с.

11. Шендель Т. В. Проблемы планирования служебно- профессионального продвижения персонала предприятия /Т. В. Шендель // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. — № 3 (37); С. 209–215

1. Bespalov A.A. The problem of personnel competence management in modern organizations /A.A. Bespalov. — Ryazan, 2020; 198 p. (In Russ.)

2. Vyskrebentseva A.S. Material and non-material motivation as an element of effective personnel management /A.S. Vyskrebentseva //Ural State Transport University, 2020; 156 p. (In Russ.)

3. Dolmatova N.Yu. Personnel adaptation classification as personnel technology /N.Yu. Dolmatova //Modern scientific research and innovation, 2020. — No. 6 [Electronic resource]. URL: https:// web.snauka.ru/issues/2020/06/92579. (In Russ.)

4. Karaseva L.A. Features of professional adaptation of nursing staff /L.A. Karaseva, I.A. Muntian // Nurse. PANORAMA Publishing House, 2018. — No. 6; pp. 80–82. (In Russ.)

5. Kleimenov A.R. Labor motivation /A.R. Kleimenov, E.A. Nekrasova //Lipetsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, 2021; 175 p. (In Russ.)

6. Loboda D. Mechanisms of adaptation of personnel in modern organizations /D. Loboda //St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2019; 201 p. (In Russ.)

7. Ryabov A.V. Modern methods and techniques of personnel assessment in educational organizations A.V. Ryabov //Perm branch of the National Research University Higher School of Economics, 2020; 114 p. (In Russ.)

8. Samoukina N.V. Personnel adaptation: problems and opportunities /N.V. Samoukin //Personnel Development Management, 2020. — No. 1; pp. 22–30. (In Russ.)

9. Semenova I.Yu. Career guidance in the context of digital transformation of the education system /I.Yu. Semenova, A.A. Anisimova //Digital education: a new reality: materials of the All-Russia. scientific. conf. with international participation (Cheboksary, November 16, 2020) /editorial board: N.A. Chernov [and others] — Cheboksary: Publishing House «Wednesday», 2020; pp. 59–62. — ISBN 978-5-907313-84-2. (In Russ.)

10. Seregina M.V. Motivation and stimulation of personnel at the enterprise /M.V. Seregina // Institute of Economics and Entrepreneurship of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2019; 169 p. (In Russ.)

11. Shendel T.V. Problems of planning service and professional promotion of the personnel of the enterprise /T.V. Shendel //Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2019. — № 3 (37); pp. 209–215. (In Russ.)

Резервом улучшения качества мероприятий по охране здоровья населения является повышение социальной, медицинской и экономической эффективности работы среднего медицинского персонала, где важную роль играют: профессиональная ориентация будущих специалистов, адаптация новых сотрудников к профессиональной деятельности в незнакомых условиях, профессиональное продвижение специалиста как «по вертикали», так и «по горизонтали» [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11].

В процессе научно-исследовательской работы использовался социологический метод в виде анкетирования, который стал основным методом исследования, а также аналитический и математический методы [7, 10].

Для оптимизации профессиональной ориентации, трудовой адаптации и продвижения сестринского персонала были разработаны следующие анкеты:

— анкета «Профориентация» — предназначена для оценки системы профессиональной ориентации, определения приоритетных критериев выбора профессии, уровня знаний анкетируемых о медицинской профессии, основных источников информации о профессии и о медицинских учебных заведениях;

— анкета «Профессиональная адаптация» — позволяет определить уровень готовности респондентов к профессиональной деятельности и условия, созданные в организации для успешной адаптации новых сотрудников;

— анкета «Роль руководителя в процессе адаптации» — позволяет определить роль медицинской сестры-руководителя в профессиональной ориентации старшеклассников и трудовой адаптации специалистов;

— анкета «Карьера» — позволяет определить условия, созданные в учреждении для возможного продвижения по службе и субъективные факторы, влияющие на него.

Научно-исследовательская работа проводилась в частном учреждении здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Самара». В анкетировании принимали участие 133 человека, в том числе учащиеся старших классов — 32 человека (25 %), студенты медицинского колледжа — 32 человека (25 %), сестринский персонал клинической больницы — 69 человек (50 %). Ниже приведены таблицы 1, 2, 3, 4, 5, 6, в которых представлены характеристики респондентов по полу, возрасту, образованию, должности, стажу, квалификационной категории.

Для Цитирования:
Тиминская Наталья Викторовна, Карасева Лариса Аркадьевна, Совершенствование системы профессиональной ориентации, адаптации и продвижения сестринского персонала в медицинской организации. Медсестра. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: