Резервом улучшения качества мероприятий по охране здоровья населения является повышение социальной, медицинской и экономической эффективности работы среднего медицинского персонала, где важную роль играют: профессиональная ориентация будущих специалистов, адаптация новых сотрудников к профессиональной деятельности в незнакомых условиях, профессиональное продвижение специалиста как «по вертикали», так и «по горизонтали» [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11].
В процессе научно-исследовательской работы использовался социологический метод в виде анкетирования, который стал основным методом исследования, а также аналитический и математический методы [7, 10].
Для оптимизации профессиональной ориентации, трудовой адаптации и продвижения сестринского персонала были разработаны следующие анкеты:
— анкета «Профориентация» — предназначена для оценки системы профессиональной ориентации, определения приоритетных критериев выбора профессии, уровня знаний анкетируемых о медицинской профессии, основных источников информации о профессии и о медицинских учебных заведениях;
— анкета «Профессиональная адаптация» — позволяет определить уровень готовности респондентов к профессиональной деятельности и условия, созданные в организации для успешной адаптации новых сотрудников;
— анкета «Роль руководителя в процессе адаптации» — позволяет определить роль медицинской сестры-руководителя в профессиональной ориентации старшеклассников и трудовой адаптации специалистов;
— анкета «Карьера» — позволяет определить условия, созданные в учреждении для возможного продвижения по службе и субъективные факторы, влияющие на него.
Научно-исследовательская работа проводилась в частном учреждении здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Самара». В анкетировании принимали участие 133 человека, в том числе учащиеся старших классов — 32 человека (25 %), студенты медицинского колледжа — 32 человека (25 %), сестринский персонал клинической больницы — 69 человек (50 %). Ниже приведены таблицы 1, 2, 3, 4, 5, 6, в которых представлены характеристики респондентов по полу, возрасту, образованию, должности, стажу, квалификационной категории.