По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.01 DOI:10.33920/sel-04-2202-02

Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления земельным фондом при геостратегическом развитии Арктического региона

Цыпкин Ю.А. д-р экон. наук зав. кафедрой городского кадастра, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Email: tsypkin@valnet.ru
Фомина А.В. аспирант кафедры городского кадастра, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Email: fominaav2021@gmail.com

Геостратегическое развитие Арктического региона идет в направлении пространственного и устойчивого развития региона. В данной статье авторами рассмотрен комплекс государственных мер, направленных на повышения конкурентоспособности Арктики в отношении других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить инвестиционную привлекательность региона, сосредоточить интеллектуальный капитал и создать благоприятные условия для жизни, здоровья населения, в том числе для коренных малочисленных народов.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года от 05.03.2020 №164: по состоянию на 08.10.2021 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 18.03.2020 №65‑ФЗ: по состоянию на 01.10.2021 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года от 13.02.2019 №207‑р: по состоянию на 01.10.2021 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

4. Антропов Д.В., Фомина А.В. Формирование эколого-рекреационного каркаса Ивановской области // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 4 (370). — С. 33–37.

5. Антропов Д.В., Фомина А.В. Особенности формирования и внесения в ЕГРН туристско-рекреационных кластеров // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 6 (372). — С. 50–54.

6. Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: материалы II Международного форума, 29 ноября — 1 декабря 2018 года / [отв. ред. Е.Ю. Терещенко]. — Мурманск: МАГУ, 2019. — 293 с.

7. Николаев А.В. Зарубежный опыт стратегического планирования в Арктике в Контексте устойчивого развития региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2021. — № 2. — С. 20–34.

8. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Конокотин Н.Г., Фомин А.А., Сорокина О.А. Управление земельными ресурсами: монография. — М., 2020. — 556 с.

9. Алтухов А.И., Вишняков Я.Д., Губарев Е.В., ЕмельяноваТ. А., Камаев Р.А., Камов Л.П., Киселева С.П., Клюшин П.В., КоптевДворников В.Е., Лепехин П.П., Липски С.А., Ломакин Г.В., Мурашева А.А., Орлов С.В., Пакулин С.Л., Папцов А.Г., Петров В.О., Савинова С.В., Столяров В.М., Феклистова И.С. и др. Управление земельными и другими природными ресурсами: монография. — М., 2020. — 716 с.

10. Алтухов А.И., Баутин В.М., Близнюкова Т.В., Бондарев Б.Е., Бугаевская В.В., Бугаевский Ю.Л., Буянов А.Ю., Владимирова И.Л., Губарев Е.В., Дмитриев А.Н., Иващенко Н.В., Каллагур Г.Ю., Камаев Р.А., Ковалева Е.В., Комов Н.В., Кузина О.В., Ликефет А.Л., Марченкова С.В., Моторина М.А., Носов С.И. и др. Управление проектами пространственного развития: монография. — М., 2020. — 538 с.

11. Фомина А.В., Тесова Е.В. Создание туристско-рекреационных кластеров в Ивановской области // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе. — 2019. — № 5. — С. 215–219.

12. Экологическая деятельность молодежи регионов Севера в интересах устойчивого развития [Официальный сайт Международного арктического форума 2019]. — URL: https://forumarctica.ru/ archive/2019/business-programme/

13. Nilsson A., Larsen J. Making Regional Sense of Global Sustainable Development Indicators for the Arctic // Sustainability. — 2020. — Vol. 12. — Р. 1027– 1046. DOI: 10.3390/su12031027.

Земля является основой развития любого региона, давая потенциал для ведения экономической деятельности. Земля выступает и как пространственный базис, и одновременно как главное средство производства. Уровень развития страны, а именно ее отдельных регионов, ставит перед государством непростые задачи, нацеленные на пересмотр стратегических приоритетов в деятельности регионов. Данная трансформация важна, и в первую очередь для арктических территорий, и требует пересмотра существующих и принятия новых стратегий устойчивого развития региона.

Так, работа по устойчивому развитию северных регионов с 2000‑х гг. ведется Норвегией, Финляндией, Швецией, Данией, Исландией, Канадой, США. В Норвегии работа по стратегическому планированию получила свое распространение в концепции "New Building Blocks in the North. The next Step in the High North Strategy" и основана на фундаментальных знаниях о климате, экологии, окружающей среде, устойчивом освоении минеральных и биологических ресурсах, развитии инфраструктуры, сохранении культуры коренных, малочисленных народов. Приоритеты США в Арктическом регионе построены в первую очередь на обеспечене безопасности, ответственном управлении регионом и укреплении международного сотрудничества. Развитие части Финской территории, которая расположена в Арктической зон, также построено на развитии устойчивой системы туризма, развитии инфраструктуры [7, 13].

В Российской Федерации интерес к устойчивому развитию региона возник сравнительно недавно, но к настоящему времени достиг своего пика. К Арктической зоне относятся 5 субъектов Российской Федераци: республика Карелия, республика Коми, Архангельская обл., Красноярский край, республика Саха (Якутия), всего 45 муниципальных образований.

До недавнего времени на территории Арктического региона наблюдался отток трудовых ресурсов, что приводило к ухудшению уровня социально-экономического развития региона, и как следствие, низкому уровню доходов граждан ввиду неэффективных управленческих решений. Государство заинтересовано в создании благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности граждан и нацелено на переселение на данную территорию с целью развития Арктики ввиду ее стратегического значения для Российской Федерации. Государство заинтересовано в разработке мест добычи полезных ископаемых, предпринимает комплекс мер, направленных на комплексное, устойчивое развитие региона.

Для Цитирования:
Цыпкин Ю.А., Фомина А.В., Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления земельным фондом при геостратегическом развитии Арктического региона. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: