По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331 DOI:10.33920/pro-1-2102-03

Совершенствование работы с кадровым резервом как элемент кадровых технологий развития персонала

Н.Я. Гарафутдинова канд. экон. наук, доцент, лаборатория экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
А.Е. Росляков В.Е. Степанов, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

В статье рассмотрены особенности формирования и совершенствования работы с кадровым резервом в университетских коллективах на примере Омского государственного университета путей сообщения. Кадровые службы, применяющие данные направления, смогут активно внедрять их в свою деятельность для укрепления кадрового потенциала работающих в организациях, расширения функционала сотрудников при помощи вновь приобретенных знаний, а также выстраивания новых форм отношений с кандидатами в перспективный, стратегический резерв для дальнейшего развития университетов в период изменений.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — 10-е изд. / Пер. с англ.; под ред. С.К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2009. — 848 с.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 350 с.

3. Гарафутдинова Н.Я. Формирование кадрового резерва в организациях и на предприятиях различных форм собственности (на примере Омской области) // Кадровик. — 2017. — № 2. — С. 65–73.

4. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 № 5).

5. Положение о кадровом резерве федерального государственного органа (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2017 № 96).

6. Гарафутдинова Н.Я. Этапы формирования резерва управленческих кадров Омской области // Итоги работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Омской области за 2008–2015 годы / Комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Омской обл. — Омск, 2017. — С. 106–133.

7. Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров // СПС «КонсультантПлюс».

8. Калганова Н.В. Организация взаимодействия отраслевых вузов и структурных подразделений отрасли // Вопросы управления. — 2019. — № 2. — С. 162–169.

9. Гарафутдинова Н.Я., Левкин Г.Г. Работа образовательных учреждений с работниками предпенсионного возраста // Кадровик. — 2019. — № 4. — С. 105–109.

10. Курочкин В.М. Формирование резерва управленческих кадров в сфере образования // Управление образовательной организацией. — 2019. — № 7.

11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, М.Б. Дуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2016. — С. 213.

12. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant. ru/71937200.

Современный этап инновационного развития экономики, характеризующийся ростом конкуренции, а также появлением новых направлений работы в условиях цифровых изменений, привел к качественной трансформации роли персонала в организации, превращению его в решающий фактор развития.

Сегодня новые компетенции, опыт, навыки, инициатива, стрессоустойчивость и мотивация персонала становятся все более важным стратегическим ресурсом любой компании. Это выдвигает требование непрерывного развития персонала, которое не только позволяет достичь положительных экономических результатов, но и создает благоприятный климат в коллективе, повышает заинтересованность работников в труде. Одним из направлений развития персонала выступает процесс подготовки кадрового резерва на постоянной основе в условиях изменений, происходящих в работе любого предприятия, в том числе и организаций системы образования.

Многие организации сегодня испытывают недостаток не только хорошо подготовленных руководителей разных уровней управления, но и профессионально подготовленных ключевых специалистов на основе механизма профессионального взаимодействия. Это определяет несколько кризисных причин организации, основными из которых являются переход компетентных сотрудников в другие организации, отсутствие профессионально сформированного и укомплектованного по всем должностям организации кадрового резерва. В условиях цифровизации возрастают требования, ограничивающие запросы рынка труда, на первый план работы с персоналом выходят вопросы формирования и совершенствование работы с кадровым резервом как руководителей, так и ключевых специалистов предприятия.

Ученые уделяют особое внимание формированию кадрового резерва, рассматривая его как часть общей системы управления персоналом, однако придавая ему различные статусы и включая в разные комплексы — подсистемы управления человеческими ресурсами. Например, М. Армстронг определяет кадровый резерв как «целенаправленный отбор кандидатов с помощью различных инструментов оценки для замещения освободившихся должностей в будущем». Он считает, что планирование преемственности является частью управления карьерой в общей системе развития человеческих ресурсов организации вместе с профессиональным обучением и планированием [1, с. 393].

Для Цитирования:
Н.Я. Гарафутдинова, А.Е. Росляков, Совершенствование работы с кадровым резервом как элемент кадровых технологий развития персонала. Управление качеством. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: