По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Совершенствование путей развития международной цифровой логистики в условиях пандемии и послепандемийного периода

Пястолов О. А. канд. экон. наук, доцент кафедры управления фирмой, Высшая школа корпоративного управления, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: pyastolov-oa@ranepa.ru
Петрова А. А. студент, Высшая школа корпоративного управления, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: apetrova-19-01@edu.ranepa.ru
Демурия С. А. ведущий специалист, Высшая школа корпоративного управления, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: demuriya-sa@ranepa.ru

В статье исследованы и проанализированы изменения и трансформации цепей поставок товаров в связи с пандемией и введением локдаунов. Подробно рассматриваются главные тенденции трансформации цепей поставок товаров и цифровизации логистики в промышленности и торговле в послепандемийный период. Выполнен общий и сравнительный анализ влияния новых условий хозяйствования на развитие логистики. Также намечены перспективы внедрения цифровых технологий в управлении цепями поставок. Сформулированы основные проблемы развития логистики в современных условиях с учетом действующих ограничений. Предложена система мер по формированию согласованной и сбалансированной системы развития цепей поставок. Определена стратегическая перспектива развития логистики. Проведена авторская комплексная оценка производственных рисков при поставке товаров и способов их нивелирования посредством цифровизации и модернизации действующих бизнес-процессов.

Литература:

1. Баландина, Г. В., Пономарев, Ю. Ю., Синельников-Мурылев, С. Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. — М.: Дело, 2019. — С. 100.

2. Боброва, О. Г., Соколов, С. М. Особенности правового регулирования временного ввоза контейнеров на таможенную территорию Евразийского экономического союза // Таможенное дело. — 2018. — № 2. — С. 23–26.

3. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/vec2020 (дата обращения: 20.10.2021).

4. Лидеры транспортной отрасли России учредили ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mintrans.ru/transport-news/8907 (дата обращения: 28.10.2021).

5. Марусин, А. В., Аблязов, Т. Х. Перспективы цифровой трансформации логистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 4-2. — С. 240–244 [Электронный ресурс]. — URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=435 (дата обращения: 10.10.2021).

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

7. Проект Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/ (дата обращения: 20.10.2021).

8. Пястолов, О. А. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении налогового контроля, раскрытии и расследовании налоговых преступлений / Под общ. ред. А. М. Багмета // Противодействие налоговой преступности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Издательство Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, 2018. — С. 204–210.

9. Пястолов, О. А. Обеспечение безопасности международной торговли на основе цифровой логистики в условиях пандемии / О. А. Пястолов, Э. А. Арустамов, Р. В. Самолетов // Отходы и ресурсы. — 2021. — Т. 8. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/06ECOR421.pdf. DOI: 10.15862/06ECOR421.

10. Сергеев, В. И. Применение инновационной технологии блокчейн в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. — 2018. — № 2.

11. DHL Trend Research. DHL Global Technology Conference "Augmented Reality in Logistics. — 2016.

12. Digital Transformation of Industries. Logistics Industry // World Economic Forum. — 2016. — P. 1–31.

13. Merlino, M., Sproģe, I. The Augmented Supply Chain // Procedia Engineering. — 2017. — Vol. 178. — P. 308–318.

14. Tipping, A., Kauschke, P. Shifting patterns. The future of the logistics industry. PwC. — 2016. — P. 1–17.

1. Balandina, G. V., Ponomarev, Yu. Yu., Sinelnikov-Murylev, S. G. Customs administration in Russia: what modern procedures should be. M.: Delo, 2019, p. 100.

2. Bobrova, O. G., Sokolov, S. M. Peculiarities of legal regulation of temporary importation of containers into the customs territory of the Eurasian Economic Union. Customs business. 2018, no. 2, pp. 23–26.

3. Foreign Economic Strategy of the Russian Federation until 2020. Available at: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/ vec2020 (accessed: 20.10.2021).

4. The leaders of the Russian transport industry established the association "Digital Transport and Logistics". Available at: https://www.mintrans.ru/transport-news/8907 (accessed: 10/28/2021).

5. Marusin, A. V., Ablyazov, T. Kh. Prospects for the digital transformation of logistics. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019, No. 4-2, pp. 240–244. Available at: https://vaael.ru/ru/article/view?id=435 (accessed: 10.10.2021).

6. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/450ce3f2 da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf (accessed: 20.10.2021).

7. Draft Foreign Economic Strategy of the Russian Federation until 2030. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_ deyatelnost/ (accessed: 10/20/2021).

8. Pyastolov, O. A. Interaction of law enforcement and regulatory authorities in the implementation of tax control, disclosure and investigation of tax crimes.Combating tax crimes: Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Under total ed. A. M. Bagmet. 2018 Publisher: Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (Moscow). pp. 204–210.

9. Pyastolov, O. A. Ensuring the security of international trade based on digital logistics in a pandemic. O. A. Pyastolov, E. A. Arustamov, R. V. Samoletov. Waste and resources. 2021, V. 8, no. 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06ECOR421.pdf DOI: 10.15862/06ECOR421.

10. Sergeev, V. I. Application of innovative technology blockchain in logistics and supply chain management. Creative Economy. 2018, no. 2. 11.DHL Trend Research. DHL Global Technology Conference "Augmented Reality in Logistics". 2016.

12. Digital Transformation of Industries. logistics industry. World Economic Forum. 2016, pp. 1–31.

13. Merlino, M., Sproģe, I. The Augmented Supply Chain. Procedia Engineering. 2017, Vol. 178, pp. 308–318.

14. Tipping, A., Kauschke, P. Shifting patterns. The future of the logistics industry. PwC. 2016, pp. 1–17.

Пандемия коронавируса внесла изменения во все сферы хозяйствования человека. Существенно были нарушены логистические цепочки, причинив огромный урон мировой логистике, парализовав на время логистические цепи поставок. Создающиеся годами цепи поставок претерпели существенные изменения ввиду вводимых ограничений, наличия факторов неопределенности и сложностей в коммуникации. Можно предположить, что сформировался объективный запрос бизнеса на дополнительные меры адаптации бизнес-процессов в новых условиях хозяйствования и возникла необходимость грамотной интеграции новых технологий. Возникла объективная потребность бизнеса в мультимодальных схемах поставки товаров внутри континентов как фактор стабильности работы отрасли.

В настоящее время политическая нестабильность в сопредельных государствах, волатильность курса валют, введение некоторыми странами национальных локдаунов, ограничение трансграничных перемещений обеспечили падение покупательной способности валют и снижение грузопотока в масштабах, как локальных, так и мирового рынка.

Необходимо отметить, что логистика сопряжена со многими сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, для поставщиков логистических услуг это ставит вполне конкретные перспективные цели. Транспортной отрасли экономики жизненно необходимо адаптироваться к современным экономическим условиям в кратчайшие сроки. Отметим, что желательно приступить к формированию цифровой экономики не только на национальном уровне, но и на глобальном.

Сейчас конкурентные преимущества логистических компаний формируются и сводятся к выполнению нескольких существенных условий:

1) соблюдению сроков доставки и ускорению оказания логистических услуг, при этом сохранив приемлемые цены на услугу для потребителей;

2) расширению географии деятельности, охвату новых территорий.

На современном этапе переход на цифровое производство и бурное развитие онлайн-торговли являются одними из ключевых факторов развития логистики и совершенствования управления цепочками поставок (SCM-supply chain managment). Они задают вектор переменам, помогая цепочкам поставок адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса во время пандемии.

Для Цитирования:
Пястолов О. А., Петрова А. А., Демурия С. А., Совершенствование путей развития международной цифровой логистики в условиях пандемии и послепандемийного периода. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: