По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 711.14:349.41

Совершенствование процедуры предоставления земельных участков по результатам проведения аукционов

Тарбаев В. А. заведующий кафедрой землеустройства и кадастров, E-mail: tarbaev1@mail.ru, Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова, г. Саратов
Липидин а Г. А. аспирант кафедры землеустройства и кадастров, E-mail: LipidinaGO@yandex.ru, Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова, г. Саратов

В данной статье приведен сравнительный анализ случаев предоставления земельных участков по результатам проведения аукционов с учетом последних значительных изменений действующего земельного законодательства, указаны пути совершенствования процедуры формирования участков и их реализации с аукционов и предложены способы борьбы с недобросовестными участниками аукционов.

Литература:

1. Липски С. А. Земельная реформа в постсоветской России // Экономический журнал. — 2013. — № 3 (31). — С. 143.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Рос. газ. — 2013. — 13 декабря.

3. Липидина Г. О. Аукционы как основная форма предоставления земли органами местного самоуправления // Местное самоуправление в системе публичной власти. Сборник трудов. — 2015. — С. 43.

4. Ковальчук Н. И. Новации в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Вестник Омского университета. — 2015. — № 2 (43). — С. 214.

5. Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Актуальные проблемы проведения торгов по продаже земельных участков (права их аренды) в Российской Федерации // Вестник Калмыцкого университета. — 2013. — № 1 (17). — С. 99.

6. Анфилатова Ю. О. Современные проблемы развития земельных аукционов в сельском хозяйстве // Наука и бизнес: пути развития. — 2016. — № 10 (64). — С. 48.

За последние 25 лет земельное законодательство претерпело существенные изменения, многие ученые и исследователи называют этот период земельной реформой, выделяя определенные ее этапы. Особенно ярким периодом развития земельной реформы стали 90‑е гг., когда монополию государственной собственности на землю сменило многообразие и равноправие форм собственности[1]. Этот этап часто называют этапом глобальной приватизации. Однако к концу 90‑х гг. стало понятно, что изменение земельного законодательства неизбежно и результатом очередного этапа земельной реформы стал принятый в 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации. В преддверии принятия этого документа в 1998 г. принимается постановление Правительства РФ от 05.01.1998 № 2 «Об утверждении порядка организации проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды», которое вводит и закрепляет понятие и процедуру проведения земельных торгов. Благодаря принятию данного документа становится возможным на практике отработать процедуру проведения земельных торгов и уже окончательно закрепить его в Земельном кодексе Российской Федерации 2001 г. Таким образом, уже почти 20 лет на территории нашей страны аукционы являются одной из форм распоряжения земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Более того, данная процедура в последние годы укрепила свои позиции, примером тому служат последние глобальные изменения земельного законодательства, связанные с принятием в июне 2014 г. Федерального закона № 171‑ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно редакции Земельного кодекса РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., исключительно по результатам торгов (аукционов) предоставлялись земельные участки: для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов (например, для строительства коммерческих объектов), для жилищного строительства в собственность или аренду (исключение составляли исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также жилищно-строительные кооперативы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161‑ФЗ «О содействии развития жилищному строительству»). Кроме того, были предусмотрены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения о предоставлении соответствующего земельного участка заявления иных лиц не поступали. К таким случаям относились предоставление в аренду свободных от застройки и прав третьих лиц участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в числе гражданам для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, у юридических и физических лиц всегда была предусмотренная законодательством возможность получить испрашиваемый ими участок на правах аренды без проведения торгов. Существенным пробелом земельного законодательства того времени с уверенностью можно считать отсутствие урегулированных сроков аренды земли в зависимости от цели использования участка, что привело к тому, что большая часть земельных участков на территории нашей страны была предоставлена в долгосрочную аренду и не осваивалась, претерпевая только смену арендаторов, как правило, на возмездной основе. Стало понятно, что более жесткий переход к процедуре продажи земли по результатам аукционов неизбежен.

Для Цитирования:
Тарбаев В. А., Липидин а Г. А., Совершенствование процедуры предоставления земельных участков по результатам проведения аукционов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: