Наиболее полно принятая на данный момент методология оценки надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций изложена в [1] и изменениях к нему [2]. Однако предложенный в данных документах подход не лишен недостатков, основным из которых является форма получения исходных данных — предоставление их по предлагаемым формам энергокомпаниями (на этом этапе информация может быть искажена). Не предусматривается автоматизация получения данных. В частности, оценка качества поставляемой электроэнергии производится на основе анализа количества поступающих жалоб на качество, хотя не все потребители имеют возможность его оценивать. Не приводятся такие механизмы стимулирования энергокомпаний к повышению надежности электроснабжения и качества электроэнергии, как, например, корректировка стоимости электроэнергии в зависимости от количества перерывов в электроснабжении и качества поставляемой электроэнергии.
В то же время повышение эффективности систем электроснабжения потребителей требует разработки не только технических средств, позволяющих повысить надежность электроснабжения, качество поставляемой электроэнергии, сократить сроки осуществления технологических присоединений [3], но и действий по внедрению технико-экономических механизмов, стимулирующих к внедрению указанных разработок. В свою очередь, предлагаемые технические средства должны обеспечивать возможность реализации технико-экономических механизмов стимулирования к повышению качества электроэнергии и надежности электроснабжения.
Разработкой технико-экономических механизмов компенсации ущерба, наносимого некачественной электроэнергией, ученые и производственники занимаются уже достаточно давно. Так, в статье [4] достаточно подробно изучены механизмы экономического стимулирования к поддержанию качества электроэнергии, предложенные еще в СССР [5, 6]. Данные механизмы заключаются в выплате компенсационных выплат виновником искажения качества электроэнергии. Предложен размер компенсации — 25% от стоимости электроэнергии с качеством, несоответствующим нормативным документам. В дополнительном прейскуранте №09-01-1980/11, выпущенном Госкомцен СССР в 1984 году, указаны скидки с тарифа на электроэнергию для потребителя, если виновником нарушения качества электроэнергии является энергоснабжающая компания, и, напротив, надбавку к тарифу, если виновник — потребитель.